Ссылки для упрощенного доступа

Красочно ковровая живопись. Юбилей мстерской миниатюры


Авдеев Ю.В. «После боя». Шкатулка. 1971. Папье-маше, темпера, лак. [Фото — <a href="http://www.vladimir-city.ru/picture1/union/?lag" target=_blank>«Владимирские художники»</a>]
Авдеев Ю.В. «После боя». Шкатулка. 1971. Папье-маше, темпера, лак. [Фото — <a href="http://www.vladimir-city.ru/picture1/union/?lag" target=_blank>«Владимирские художники»</a>]

Одному из самых известных русских промыслов — мстерской миниатюрной живописи в этом году исполняется 85 лет. В Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации открылась ретроспективная выставка, посвященная этому юбилею.


С древних времен и до 1917 года в Мстере, наряду с Палехом и Хо́луем, писали иконы. После революции иконописцам, по известным причинам, пришлось осваивать новое дело. Во Владимирской губернии стали заниматься художественной лаковой миниатюрой на шкатулках и коробочках из папье-маше. Сюжеты изменились (и жанровые сценки появились, и иллюстрации к сказкам Пушкина), однако остались многие черты иконописной эстетики. Сохранились и те же самые темперные краски на яичной эмульсии.


Говорит директор производства «Мстерская лаковая миниатюра» Сергей Сухов: «Папье-маше было заимствовано в Федоскине, где уже был промысел лаковой миниатюры. Техника живописи была разработана оригинальная. Для с тиля лаковой миниатюры Мстера многое взяла из техники местной иконописи, так же, как Палех взял из палехской иконописи».


— Человеку, который не слишком хорошо разбирается в тонкостях промыслов, но время от времени встречает либо в чьих-то домах, либо на прилавках магазинов изделия Палеха, Мстеры и Федоскина, трудно бывает отличить этих вещи. Вы сказали, что у вас есть свои стили, черты. А в чем они выражаются?


— Палех — черный фон, минимум живописи, зато очень хороший рисунок четкий, хорошая линия и идеальная разделка золотом. Мстера — в основном это живопись, красочно ковровое покрытие шкатулки. Остается только кайма такая для оформления орнаментом.


— У вас есть художественный музей, где собираются старые образцы. А вы в своей работе от них как-то отталкиваетесь? Вы их изучаете?


— Да, конечно! Кроме того, у нас есть художественное училище в поселке, которое здесь тоже представлено, представлено работами учеников и учителей. Так вот, когда приходят учиться ребята на первый курс художественного училища, первое, что они делают, они идут в художественны музей.


— А старые сюжеты вы копируете буквально?


— Если у кого-то есть возможность взять хороший старый образец, если музей разрешит копировать в музее, то для творческих художников это, конечно, небывалое счастье. Это, действительно, очень сильная школа. Потому что скопировать образец старого мастера, во-первых, не каждый сумеет. Это не каждый сумеет.


— Даже обученные?


— Даже обученные, даже уже много проработавшие люди, потому что там, действительно, настоящая живопись. Сейчас немножко в промыслах есть такой откат к графике, к упрощению.


Разумеется, на выставке таких работ не встретишь. Здесь собрано лучшее из лучшего, будь то шкатулки 1930-х годов, когда сложился промысел, или современные вещи.


XS
SM
MD
LG