Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Фильм Милоша Формана и Вацлава Гавела


Дмитрий Волчек : Сегодня было объявлено, что знаменитый кинорежиссер Милош Форман и бывший президент Чехии Вацлав Гавел начали работу над новым фильмом, посвященным Мюнхенскому сговору 1938 года. Рассказывает Нелли Павласкова.



Нелли Павласкова : Информация о новом фильме и о его звездных авторах долгое время хранилась в тайне, пока о нем не сообщила в Праге пресс-секретарь Вацлава Гавела. Одновременно жена Милоша Формана Мартина заявила в США, что режиссер в настоящее время работает над этим проектом в Лондоне.


В основу фильма положен роман французского журналиста и писателя Жоржа-Марка Венамуа «Призрак Мюнхен», привлекший в прошлом году особое внимание общественности Запада. Автор романа некоторое время был советником Николя Саркози, во Франции его упрекали в некомпетентности, грубости и надменности, и ему пришлось покинуть этот пост. 22 сентября он прибудет в Прагу для встречи с чешскими читателями его романа, который на днях появится в книжных магазинах. Вместе с ним на встрече с читателями примет участие и Вацлав Гавел, написавший вступительную статью к чешскому изданию романа. Он пишет:


«Мюнхенское соглашение Франции и Великобритании с Гитлером о передаче ему чешских пограничных земель с трехмиллионным немецким населением коренным образом на долгие десятилетия повлияло на атмосферу в нашей стране и на ее историю. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы эта тема стала постоянным источником для наших размышлений», - пишет Вацлав Гавел.


29 сентября исполнится 70 лет со дня подписания Мюнхенского сговора. Тогда немецкое меньшинство, заселявшее Судеты, обратилось к Гитлеру с просьбой о помощи, с просьбой защитить их от чешских якобы «притеснителей». Инициаторами просьбы была прогитлеровская нацистская партия Гейнлейна, послушно выполнявшая указания Гитлера. Напуганные Франция и Великобритания, позволили Германии аннексировать Судеты, однако, как известно, Гитлер одним этим куском не удовлетворился.


Книга « Призрак Мюнхен» построена на фиктивной исповеди всеми позабытого пенсионера, бывшего премьера Франции Даладье в день тридцатой годовщины Мюнхена. В его словах, обращенной к французской молодой журналистке, звучат горечь, разочарование и попытка оправдать, пожалеть самого себя. Даладье грубо нападает на Чемберлена, который, по его словам, заставил его бросить на произвол судьбы «этих бедняг – демократических и прозападных чехов».


В создании фильма примет участие и Англия, однако съемочная группа будет преимущественно французской. Возможно и участие Жерара Депардье в роли Даладье. Автор книги обещает не вмешиваться в создание сценария и в съемки.


Вацлав Гавел и Милош Форман давно искали возможность для совместной работы. Еще будучи школьниками – они учились в закрытой школе-пансионате для детей-жертв нацизма – они мечтали поставить фильм по роману Франца Кафки «Замок». Чешская общественность не раз просила Формана обратиться, наконец, и к чешской истории, например, к периоду нацистской оккупации, когда в концлагере погибли его родители, и ему самому пришлось скрываться у родственников, но Форман отвечал, что еще не подошло время.



Дмитрий Волчек : На сценах чешских театров уже несколько месяцев с большим успехом идет новая пьеса Вацлава Гавела. Кстати, она уже переведена на русский язык. Теперь бывший президент намеревается участвовать в работе над фильмом. Можно ли сказать, что Вацлав Гавел полностью и окончательно ушел из политики, занимаясь исключительно искусством, и чешское общество больше не воспринимает его как политика? Вопрос обозревателю Радио Свобода Ефиму Фиштейну.



Ефим Фиштейн : В этом не было бы ничего удивительного. Он политикой занимался достаточно долго. На посту президента оставался 12 лет – это почти три президентских срока. За это время распалась страна Чехословакия, возникли две страны, два государства на ее месте. Так что, его вклад в чешскую политику достаточно весом.


Ему 72 года. Это возраст пенсионный, но, с другой стороны, для творческого человека не тот возраст, когда можно перестать заниматься творчеством. Вацлав Гавел чувствует в себе, видимо, прилив творческих сил. Поскольку он по профессии драматург, ему, естественно, и заниматься драматургией, готовить сценарий фильма, который он собирается снять вместе с Милошем Форманом.


Что касается темы фильма, то тема его затрагивает глубоко лично. Он довоенный ребенок. Он пережил период Мюнхенского сговора и немецкого отторжения Судетской области, а потом и оккупации страны. Думаю, что для него, как для всего чешского народа, это не излечимая травма. Творческие люди лечат свои исторические травмы именно таким образом – они ее перерабатывают, создавая произведения искусства. На месте глубокой незаживающей раны, возникает объект творчества и произведения искусства.



Дмитрий Волчек : Как скажем, Анджей Вайда, который снял фильм «Катынь». А ведь в Катыне погиб его отец.



Ефим Фиштейн : Совершенно верно.



Дмитрий Волчек : Скажите, Ефим, а как чешская публика, как чешские критики воспринимают работы бывшего президента?



Ефим Фиштейн : Я бы сказал, очень сдержанно. Того восторга, который ощущался первые годы его светской славы. Славы его как писателя и как политика уже нет. На место восторга пришло понимание того, что интеллектуальные возможности, горизонты любого современного мыслителя, в том числе и Вацлава Гавела, в общем-то, ограничены. Мне кажется, что его последние работы воспринимаются, я бы сказал, доброжелательно, но без эйфорического восторга.



Дмитрий Волчек : Вторжение российских войск в Грузию уже неоднократно сравнивали с событиями 1938 года, которым посвящен будущий фильм Гавела и Формана. Но, наверное, было бы пустой спекуляцией говорить, что эта идея как-то связана с актуальностью?



Ефим Фиштейн : Думается, что нет. Потому что замысел создать фильм на тему Мюнхенского сговора возник до грузинских событий. То, что Вацлав Гавел усматривает здесь отдаленную, но, тем не менее, явную аналогию, не удивительно. И то, и другое связано с экспансией мощного соседнего государства, экспансии, которая стыд прячет за фиговым листком заботы как о национальном меньшинстве, как правило, своих соплеменников. Тогда это были судетские немцы, якобы преследовавшиеся чехами. Хотя во всем окрестном мире не было более демократического государства, чем была Чехословакия. И именно судетские немцы были представлены в парламенте самой большой фракцией, самой мощной политической партией. А в данном случае, в случае грузинско-русского конфликта, речь шла о защите якобы граждан России, имеющих российские паспорта, что тоже, как и в случае с судетскими немцами, является чудовищной ложью.



XS
SM
MD
LG