Юрий Жигалкин: Уолл-стрит: канун краха или перелом в финансовом кризисе? Последствия урагана Айк могут быть хуже самого урагана. Разместить свои базы данных в океане собирается крупнейшая интернетная компания. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке», у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.
Объявление банкротства четвертым по величине американским инвестиционным банком Lehman Brothers и покупка третьего по величине Merill Lynch коммерческим банком Bank of America стало толчком для одного из крупнейших сотрясений на Уолл-стрит. Основные индексы упали в понедельник на четыре с половиной процента - такого американские финансовые рынки не испытывали с 11 сентября 2001 года. Исчезновение в один день сразу двух финансовых институций, рухнувших под бременем многомиллиардных долгов, сопровождалось бурной игрой воображения трейдеров и инвесторов: кто станет следующим слабым звеном в явно разлаженной финансовой системе? Если пали два символа американского рынка, одному из которых было 150 лет, другому 100 и государство отказалось выступить в их поддержку, от подобной участи не застрахован никто. Следующим подозреваемым стала крупнейшая страховая компания AIG , гарантирующая обесценивающиеся ипотечные облигации. Ее акции упали в понедельник на 60 процентов. Все это, несмотря на заверения президента Буша и министра финансов Полсона в том, что американская экономика и финансовая система достаточно стабильны, чтобы преодолеть кризис. Если судить по реакции рынков, инвесторы президенту и министру финансов не поверили. Каким образом два крупнейших инвестиционных банка оказались в подобной ситуации, и может ли их судьба стать предвестником усугубления кризиса на Уолл-стрит? На эти вопросы я попросил ответить Стивена Ханке, профессора университета Джонса Хопкинса, обозревателя журнала «Форбс».
Стивен Ханке: Самое главное - инвестиционные банки вышли далеко за пределы своих финансовых возможностей. Они в гигантских масштабах, совершенно не оправданных их финансовыми возможностями, скупали у банков ипотечные кредиты с тем, чтобы перепродать их инвесторам по частям в виде облигаций. Пока инвесторы покупали эти облигации, банки цвели. Когда инвесторы отказались покупать эти облигации, банки внезапно оказались с гигантскими долгами. "Лиман Бразерс", например, одолжил около 200 миллиардов только у "Ситигруп" и без возможности оплачивать эти долги, потому что никто не хочет покупать эти облигации. Так себя вели не только инвестиционные банки, но и нескольких коммерческих банков, которым сейчас угрожает банкротство. Как ни парадоксально, ситуация отчасти напоминает сценарий, предшествовавший крушению рубля в 1998 году. Российские банки брали огромные займы под минимальный капитал, скупали акции, компании - и все это работало до тех пор, пока цены акций поднимались. Но если этот рост тормозится, или хуже того, цены начинают падать, тогда вам грозят серьезные проблемы. В России результатом подобных акций был финансовый коллапс.
Вторая серьезнейшая проблема - вера Уолл-стрит в то, что Центральный банк нейтрализует последствия его беспечной игры. Весной федеральная резервная система гарантировала 29 миллиардов долларов долгов прогоревшего инвестиционного банка "Беар Стернс", это добавило решимости остальным продолжать свою рискованную игру. Уолл-стрит не ожидал, что сейчас Центральный банк откажется поддержать "Лиман Бразерс" - отсюда и паническое изумление инвесторов, падение рынков.
Юрий Жигалкин: Профессор, что же все-таки будет дальше, если попытки стабилизировать финансовую систему, предпринимаемые с начала года центральными банками разных стран, явно провалились?
Стивен Ханке: Если в этой ситуации можно отыскать хорошую новость, то она заключается в том, что власти, наконец-то, отказались от идеи поддержки безрассудных рыночных игроков, заявив, что они больше не будут использовать деньги налогоплательщиков на выкуп частных фирм, что больше не существует понятия: это слишком большая, слишком важная институция, чтобы допустить ее крах. В последние дни центральный банк и министерство финансов взяли на себя гораздо более разумную, на мой взгляд, роль рыночных советников и координаторов, способных свести главных действующих лиц финансовых рынков и помочь им договориться о действиях, которые помогут стабилизировать рынки. Центральный банк будет продолжать предоставлять наличные средства для обеспечения нормального функционирования системы, но не будет никого выкупать.
Юрий Жигалкин: Можно ли сейчас представить, как долго будет продолжаться этот кризис?
Стивен Ханке: Я думаю, этот кризис продлится дольше, чем подозревают многие, его масштабы будут крупнее, чем предсказывают многие. Ситуация может, на мой взгляд, ухудшаться еще в течение года, то есть, полная нормализация ситуации затянется, скорее всего, на несколько лет.
Юрий Жигалкин: Таково предсказание Стивена Ханке, известного американского экономиста, профессора университета Джонса Хопкинса, обозревателя журнала «Форбс». В ближайшие дни свое мнение о финансовом кризисе в рубрике «Сегодня в Америке» выскажут другие авторитетные американские специалисты.
Поместить свои серверы на плавучих платформах в море собирается интернетный гигант Google , как всегда, мотивируя свое очередную революционную идею футуристическими соображениями. Рассказывает Аллан Давыдов
Аллан Давыдов: Google начинает разработку проекта, в рамках которого суперкомпьютеры, выполняющие роль центров обработки данных, будут размещены на многочисленных баржах, бросивших якорь в нескольких километрах от побережья. Водные дата-центры будут использовать энергию волн для электроснабжения и охлаждения компьютеров. Предполагается, что это существенно снизит энергозатраты Google . Статус оффшорных объектов также даст компании возможность больше не платить налоги на собственность в различных странах мира.
Рост числа дата-центров заставляет интернет-компании искать принципиально новые идеи по сокращению эксплуатационных расходов. В 2005 году эти центры потребляли один процент мирового электричества, к 2020 году количество углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу интернетными суперкомпьютерами, превысит выбросы от всех самолетов гражданской авиации. По словам сопредседателя общественной организации «Люди за ответственность в интернете» Лорена Уайнстина, замысел Google не столько экстравагантен, сколько практичен.
Лорен Уайнстин: Это превосходная идея. При ее реализации, безусловно, возникнет масса проблем, ответы на которые не всегда лежат на поверхности. Экономическая эффективность проекта Google будет зависеть от масштабов реализации идеи, как и все, что связано с эксплуатацией гигантских информационных узлов. Если электроэнергия для них будет производиться за счет движения океанских волн, то это означает применение самых передовых технологий. Использование океанской воды для охлаждения позволит не прибегать к традиционным кондиционерам, охлаждающим серверы, и это существенно сократит потребление электроэнергии.
Аллан Давыдов: Что может помешать осуществлению этой идеи?
Лорен Уайнстин: Если говорить о безопасном хранении информации, то я не думаю, что эта задача станет в новом проекте большой проблемой. Google имеет очень продуманную систему размещения центров данных, где скопирована информация, в различных географических пунктах. И система океанских дата-центров будет организована таким же образом. Так что затопление той или иной баржи с суперкомпьютером не вызовет массовой потери информации. Компании предстоит снабдить каждую баржу широкополосной интернет-связью. Учитывая отсутствие удобного в применении подводного кабеля, им придется применять исключительно радио- и спутниковую технику, которую следует должным образом адаптировать для океана. Очень интересно будет проследить, как эти баржи будут выживать в ненастную погоду, выстоят ли они ураганы или тропические штормы. Я не исключаю, что авторы идеи могут прийти к выводу, что она не такая уж блестящая. И если даже пилотный проект Google увенчается успехом - это не значит, что идея будет внедрена в широком масштабе. Тем не менее, я считаю, что сама по себе идея захватывающая.
Аллан Давыдов: Необычные идеи сокращения энергорасходов рассматривают и другие компании. Так, Microsoft изучает возможность размещения центров с серверами в холодной Сибири. А Sun Microsystems планирует разместить свои компьютеры на заброшенной угольной шахте в Японии, используя в качестве их охладителя грунтовые воды.
Юрий Жигалкин: Через два дня после удара урагана Айк по побережью Техаса точное число погибших не установлено, по предварительным данным, это больше 30 человек. В то время как спасательные операции продолжаются, власти штата предупредили о назревающем санитарно-эпидемиологическом кризисе в районе полуразрушенного города Галвестон, который находится на песчаной косе в Мексиканском заливе. Этот город оказался в эпицентре урагана. Рассказывает Ян Рунов
Ян Рунов: Примерно 20 тысяч жителей - треть населения техасского острова Галвестон - отказались эвакуироваться. Сейчас они отрезаны от материка, поскольку мосты, ведущие к острову, в аварийном состоянии и закрыты. Когда ураган утих, удалось вывезти около 4 тысяч жителей. В таких операциях задействованы 50 вертолётов. Поиски людей в затопленных и разрушенных домах продолжаются. В штатах Техас, Арканзас и Луизина более 2 миллионов домов остаются без электричества. В затопленных районах ситуация очень тяжёлая. Люди пытаются как-то добраться до сухих районов, куда доходит снабжение продовольствием. Губернатор Техаса Рик Перри сказал, что ураган Айк нанёс штату сильнейший удар. Он просил эвакуированных, которых более одного миллиона, повременить с возвращением домой ещё хотя бы неделю.
Рик Перри: Конечно же, работы по восстановлению нормальной жизни ведутся. Но дороги завалены обломками домов и катеров, и электрики не могут восстановить линии электропередач, пока не будут расчищены дороги. Сейчас идет доставка воды, продовольствия и топлива в пострадавшие районы. К сожалению, и этот процесс идёт недостаточно быстро.
Ян Рунов: Президент Буш должен прибыть сегодня в Техас, чтобы оценить ситуацию.
Хотя цена нефть продолжает падать, цены на бензин в США пошли вверх из-за урагана. О положении с бензином говорит Тайсон Слокум - директор энергетической программы общественной организации Public Citizen , представляющей интересы американских потребителей.
Тайсон Слокум: Целая группа генеральных прокуроров нескольких штатов ведёт сейчас расследование, насколько оправдано повышение цен на бензин. В штате Флорида уже вызваны в суд четыре нефтяные компании. К тому же идёт в штатах Арканзас, Теннеси, Северная Каролина и других. Хотя из-за урагана были закрыты или повреждены нефтеперерабатывающие предприятия и прекращена оффшорная добыча нефти, резервной нефти достаточно, чтобы сдерживать взлёт цен на бензин. Расследование должно установить, не нарушены ли законы о ценообразовании, и не искусственно ли вызвана нехватка бензина.
Ян Рунов: Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям FEMA доставило в Техас 3 миллиона бутылок с питьевой водой и 5 миллионов продовольственных пакетов. На пути ещё 7 миллионов таких пакетов. Тем не менее, мэры городов и губернаторы штатов обвиняют федеральную организацию в неоперативности, а жители пострадавших районов во многом обвиняют местные власти и утверждают, что уроки урагана Катрина не были учтены.