Ссылки для упрощенного доступа

ОБСЕ «хотела бы вернуться» в Южную Осетию


В Грузии уже есть военные наблюдатели от ОБСЕ, но им не хватает простора для деятельности
В Грузии уже есть военные наблюдатели от ОБСЕ, но им не хватает простора для деятельности

ОБСЕ обсуждает в эти дни условия отправки в район российско-грузинского конфликта расширенной миссии военных наблюдателей. О ходе этой дискуссии в интервью Даниле Гальперовичу рассказал официальный представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Мартин Несирски.


- Сколько своих людей собирается послать ОБСЕ в этот конфликтный регион?
- У нас уже есть там 20 военных наблюдателей, которые были посланы на место событий по итогам первого московского соглашения. Они находятся там с конца августа и являются дополнением к тем 8 военным наблюдателям, которые были там еще до того, как кризис начал развиваться. Теперь нам нужно здесь, в Вене, принять решение об отправке в регион еще 80 наблюдателей. Важнейшим моментом сейчас является обсуждение модальности этой миссии, то есть, в переводе с дипломатического языка, всех специфических обстоятельств и деталей ее деятельности: где наблюдатели будут работать, что именно они будут делать. Это как раз тот вопрос, который сейчас обсуждается в Вене.


- Есть ли какие-то крайние сроки, до истечения которых наблюдатели ОБСЕ должны начать свою работу в регионе?
- Как такового крайнего срока для принятия решения нет, но вообще-то надо это делать как можно скорее. Ясно, что мы хотим делать свою работу еще более детально, чем могли ее делать в этом районе наши 28 наблюдателей, так что – как можно скорее. Но ОБСЕ, в которой состоят 57 стран, включая и Грузию, и Россию, принимает решения на основе консенсуса. И это означает, что надо выработать такой подход, который бы устраивал всех. Ну, или хотя бы не устраивал, но являлся бы достаточным для какого-то компромисса.


- А какие в этой дискуссии есть противоречия у России и Грузии?
- Ну, вы сами понимаете, что такого рода дискуссия проходит конфиденциально, и никто не выносит на публику ее детали, но никто и не скрывает, что разговор этот – очень трудный, в особенности о том, где эти военные наблюдатели смогут работать. Так что дискуссия еще продолжается.


- Как известно, глава миссии ОБСЕ в Грузии Тери Хакала накануне была в Цхинвали и встречалась там с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. О чем они говорили?
- Они обсуждали многие вещи, но очевидно, что одной из основных тем была возможность доступа для наших военных наблюдателей в Южную Осетию. Также они говорили о снятии ограничений на перемещение членов всей нашей миссии по региону. Здесь нужно пояснить, что до того, как кризис набрал обороты, до начала августа, восемь наших военных наблюдателей могли осуществлять мониторинг и патрулирование во всей зоне конфликта – в самой Южной Осетии, а также в тех районах Грузии, которые прилегали к Южной Осетии с юга и с запада. Когда кризис обострился, мы были вынуждены эвакуировать наших сотрудников оттуда. Это было сделано 8 августа, и с тех пор наши военные наблюдатели так и не смогли попасть обратно в Южную Осетию. А у нас до сих пор есть мандат на работу в этой зоне, и мы хотели бы поскорее туда вернуться. Были также примеры того, что сотрудникам нашей миссии не давали перемещаться по территории к югу от Южной Осетии, где были выставлены блокпосты российских военных.


XS
SM
MD
LG