Ссылки для упрощенного доступа

В Ингушетию прибыла глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Андрей Шароградский: В Ингушетии находится глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. В интервью Радио Свобода известная правозащитница поделилась первыми впечатлениями от встречи с президентом республики Мурадом Зязиковым. В планах Людмилы Алексеевой встречи с представителями общественных организаций и властей республики.



Любовь Чижова: Поездка Людмилы Алексеевой в Ингушетию не первый визит российских правозащитников в республику. 4 сентября здесь побывали члены Общественной палаты, которые обсудили ситуацию в Ингушетии после убийства Магомеда Евлоева с представителями власти. «Ситуация в республике спокойная, протестных настроений нет», - сообщил после встречи с ингушским руководством член Общественной палаты Александр Брод. Людмила Алексеева с этой формулировкой не согласна, поэтому решила лично посетить Ингушетию. И вот ее первые впечатления от общения с главой республики Мурадом Зязиковым.



Людмила Алексеева: Обстановку в Ингушетии я еще выяснить не смогла, потому что я два часа назад спустилась с трапа самолета и сразу, положив вещи в гостинице, оказалась на приеме у господина президента. Я ему задавала вопрос, что народ жалуется на задержания, аресты, похищения заведомо ни в чем не виноватых людей. Достаточно людей, которые попадают туда, а потом через некоторое время выходят, потому что подтверждается их невиновность, но они приходят оттуда искалеченными, перенесшими побои и пытки, и так далее, что, конечно, не только в Ингушетии, но и где бы то ни было в 21 веке неприемлемо. Президент мне сказал, что ему, собственно, ни милиция, ни прокуратура, естественно, не подчиняются. Про милицию я, честно говоря, не знала, я думала, что подчиняется, а прокуратура - понятно, это орган независимый. И что его самого огорчает эта ситуация.


Что касается убийства Магомеда Евлоева, которое послужило непосредственным поводом для моей поездки, он верит в то, что это был нечаянный выстрел. Его задержали, Евлоева, как подозреваемого, и он верит, что это был случайный выстрел. Вот пока я вам это могу сказать. Беседа касалась ситуации не только по тому конкретному вопросу, который меня больше всего занимает, но самых разных вещей: и специфики Ингушетии, и отношений с Чечней, Россией, ситуации в республике во времена Аушева и сейчас.



Любовь Чижова: Говорила глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.


Многие представители ингушской оппозиции, в том числе соратник убитого Магомеда Евлоева Магомед Хазбиев, сейчас находятся в Москве. По словам Хазбиева, они пытаются достучаться до российских властей и рассказать им, что на самом деле происходит в республике. Оппозиция по-прежнему просит вернуть в Ингушетию экс-руководителя республики Руслана Аушева - даже несмотря на то, что он не приехал в Назрань после убийства Магомеда Евлоева и начавшихся там волнений. Накануне в доме Магомеда Хазбиева и другого оппозиционера, Макшарипа Аушева, прошли обыски. Власти обвиняют их в том, что они якобы применяли физическую силу против милиционеров, которые задерживали Магомеда Евлоева.


Вот что рассказал в интервью Радио Свобода Магомед Хазбиев.



Магомед Хазбиев: Вчера они приехали, у них была санкция на обыск. Охранники министра внутренних дел говорят, что лично я и Макшарип Аушев их избили, разоружили, забрали пулеметы, автоматы, все, что у них было, удостоверения. Вот по этому поводу они приехали - искать эти пулеметы и автоматы у нас дома.



Любовь Чижова: Убийство двоюродного брата Мурада Зязикова, Бекхана Зязикова, сразу после гибели Евлоева многие склонны считать проявлением кровной месте со стороны сторонников Евлоева и его родственников.



Магомед Хазбиев: Когда убивают человека в отместку кровнику, сразу же посылают старика - как присылали имамов объявлять им кровную месть - и президенту, и министру внутренних дел, вот так же обратно присылают этого имама и говорят: "Мы отомстили". По крайней мере, такого не было. И я не знаю, это уже нужно гадать, кто и что, и зачем это было сделано. И тем более, этот Бекхан, как нам известно, один из самых, вот из всех их, братьев, о них не очень хорошо отзываются люди, но о Бекхане отзывались очень хорошо. Он не ездил, как остальные, на бронированной машине, потому что он никому ничего не сделал. Это был человек, который работал, зарабатывал, и на его руках не было ни крови, никого не обижал он. Да, это, скорее всего, провокация, и я просто не могу вам ответить на этот вопрос. Потому что там уже много людей, именно в Барсукинскую мечеть, где живут Зязиковы, туда же ежемесячно приезжают люди и на пятничной молитве объявляют им кровную месть, говорят вот это, вот это, вот это... Потому что там тысячи убитых и около 300 пропавших без вести. Все эти люди считают виновным в этом президента республики и его окружение. Поэтому тут уже не просто гадать, даже невозможно будет найти кого-то крайнего. Поэтому род Евлоевых не первый, кто объявил кровную месть роду Зязиковых.



Любовь Чижова: Магомед, я знаю, что вы сейчас находитесь в Москве. Поясните, пожалуйста, в чем цель вашей миссии московской?



Магомед Хазбиев: Я буду встречаться, с кем возможно, во всех кабинетах Кремля, куда возможно, и с Алексеевой. Вообще Алексеева многие встречи будет организовывать, и организовывала она многие встречи. Будем делать все возможное, чтобы мирным путем это решить. Я не думаю, что в Кремле не знают о том, что творится в республике. Они прекрасно на протяжении шести лет были информированы о том, что творится в республике. Даже русский народ более чем до сих пор был уверен, что в Кремле никто не знает, а Зязиков обманывает Кремль. Когда он по Первом, по Второму и по НТВ говорит, что "у меня все замечательно", народ думал, что он обманывает, а в Кремле никто не знает, а сейчас народ 100-процентно уверен, что это преднамеренный геноцид ингушского народа из Кремля, что с подачи Кремля уничтожается и истребляется молодежь ингушского народа.



Любовь Чижова: Вы по-прежнему выступаете за возвращение в республику Руслана Аушева?



Магомед Хазбиев: Вы знаете, как бы нам ни было обидно, что Руслан Аушев не приехал, это лично мое мнение, это личное мнение Макшарипа Аушева, это личное мнение нескольких десятков, может, и тысячи, многие были недовольны на этот момент, и в данное время тоже я сам недоволен позицией, которую занял Руслан Аушев именно в это время, но все равно что бы человек ни говорил, также я должен знать, кто может исправить ситуацию в республике - Руслан Султанович Аушев.



Любовь Чижова: Магомед Хазбиев надеется, что визит Людмилы Алексеевой в Ингушетию изменит там ситуацию. Он считает, что авторитетная правозащитница сумеет донести до российской общественности и власти информацию о реальном положении дел в республике.


XS
SM
MD
LG