Ссылки для упрощенного доступа

«Консолидация политической воли». Демократы планируют объединиться


На какой платформе могут объединиться Касьянов с Каспаровым?
На какой платформе могут объединиться Касьянов с Каспаровым?



В ближайшие 2-3 месяца российские демократические оппозиционные силы, возможно, подпишут совместное заявление об объединении. Об этом заявил лидер Народно-демократического союза Михаил Касьянов. Экс-премьер уточнил, что он и его сторонники выступают за создание коалиции, а никак не партии. «Союз правых сил» готов стать той базой, на которой возможно дальнейшее создание политической партии. В партии «Яблоко» к таким предложениям относятся осторожно.


На 13 декабря намечен общий съезд демократических сил. Возможно, именно на нем оппозиционеры консолидируют свои силы, и случится наконец долгожданное объединение демократов. В оргкомитет съезда входят представители «Союза правых сил», «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспарова и ряда правозащитных организаций, в нем примут участие «яблочники» и Народно-демократический союз.


Лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин считает, что такое собрание может принести свои плоды:


«На сегодняшний день принципиально обсуждать не форму, не то, на чьей базе произойдет объединение (СПС, «Яблоко»), а обсуждать надо именно содержание, программу, на базе которой мы смогли бы объединиться. Да, действительно, в координационной группе подготовки съезда, намеченного на декабрь, участвуют далеко не все демократические политики, но, тем не менее, их там довольно много - и Гарри Каспаров, и Борис Немцов, и Никита Белых, и представители «Яблока». Мне представляется, что если не форсировать, если не пытаться сейчас всех куда-то загнать и построить, постепенно этот процесс, как снежный ком, будет набирать обороты и может дать результаты».


Демократы готовы консолидировать свои силы, однако на какой базе это будет сделано, неизвестно. Лидер Народно-демократического союза Михаил Касьянов настаивает на создании коалиции и предлагает подождать с регистрацией объединенной политической партии. Это принципиальная позиция экс-премьера:


«Российским демократам необходимо создать коалицию из существующих организаций. Конечно, если мы такую коалицию создадим и пойдем одним списком на выборах, то у 25% российских граждан мы точно поддержку получим. Это означает, что в Госдуме может быть сформирована серьезная оппозиционная фракция, которая кардинальным образом может поменять ситуацию в стране. Сегодня не обязательно создавать единую партию. А создать коалицию нужно как можно быстрее. Может быть, в будущем образуется одна партия, может быть, две вместо пяти ныне существующих, но это не принципиально. Главное, чтобы эти организации объединялись одной идеологией, чтобы они разделяли одни ценности, создали одну коалицию и вместе координировали свои усилия. Теоретически такой подход принимается всеми».


Глава «Яблока» Сергей Митрохин высказывает абсолютно другое мнение. Безусловно, объединить усилия демократам необходимо, но для начала надо признать те ошибки, которые были совершены в начале 90-х годов:


« Демократы должны, во-первых, признать свою ответственность за поражение демократии. Во-вторых, они должны признать ошибочность политического курса, который привел к этому поражению. В-третьих, они должны провести обновление своей идеологической базы. Они должны скорректировать базовые ценности, лежащие в основе демократической идеологии. Обновление демократического движения должно базироваться на лозунге "Свобода и справедливость". Это для нас принципиальный вопрос. Либеральная, по сути, борьба за гражданские права и свободы должна тесно и неразрывно сочетаться с социальными требованиями равенства возможностей граждан России».


По мнению политолога Станислава Белковского, ни демократическая коалиция, ни партия не сможет стать реальной силой в современной России:


«Создание новой коалиции либералов не имеет никакого политического значения и смысла, поскольку такие попытки уже неоднократно предпринимались в прошлом и неизменно завершались провалом, как в связи с несовместимостью лидеров либеральных движений, так и в связи с отсутствием у них внятного проекта и цели. Они не ставят перед собой задачу прихода к власти, а, скорее, хотят быть вмонтированными в существующую власть в качестве ее неотъемлемого элемента.


Что же касается объединения на базе СПС - если оно состоится, оно будет означать фактически завершение этапа, когда радикальные и либеральные оппозиционеры интересовались внесистемной формой протеста (после "оранжевой" революции на Украине в начале 2005 года), а также окончание попыток создания антикремлевской идеологической коалиции с левыми и националистами. Фактически речь идет о том, что либералы возвращаются в свою классическую либеральную нишу и будут отстаивать интересы не широких народных масс, а своего профильного избирателя. То есть человека с доходом от 3 тысяч долларов в месяц и выше, что в условиях финансового кризиса представляется благоприятной задачей, но речь может идти только о формате сотрудничества с существующей властью. При этом электоральная ниша либералов не расширяется - вне зависимости от успеха нового коалиционного проекта. Трудно говорить, что этот проект как-то существенно изменит политический пейзаж современной России».


Борис Немцов настаивает на объединении демократов и создании политической партии. Он считает, что если такое произойдет, надо быть готовым к тому, что Кремль постарается избавиться от этой силы:


« У меня очень хорошее отношение ко всему, что касается объединения столь разрозненных и таких разнонаправленных сил. Я считаю, что все предпосылки для это властями созданы. Медлить нельзя. Но надо понимать, что поскольку у нас репрессивное законодательство о партиях, репрессивное избирательное законодательство, если действительно нам удастся невероятными усилиями, компромиссами выйти на схему объединения, то, конечно же, эти господа, сидящие в двух зданиях (в Белом доме и Кремле), будут пытаться эту партию уничтожить. Потому что в стране это будет единственная неподконтрольная им политическая структура, имеющая лицензию на право политической деятельности. Они будут ее уничтожать. Это угроза есть. Но, с другой стороны, у нас особо и выбора-то нет. Режиму есть что терять. Они, конечно же, будут зубами, когтями, клещами, автоматами Калашникова, ракетами "Град", всем будут цепляться, чтобы все это сохранить. Мы должны ориентироваться на наши цели и задачи - смена режима и смена стратегии. На базе СПС - на базе СПС. Не на базе СПС - не на базе СПС».


Станислав Белковский полагает, что именно Кремль сегодня заинтересован в том, чтобы на политическом поле появилась демократическая независимая партия:



« Объективно Кремль заинтересован в том, чтобы такое объединение состоялось,и ребрендинг СПС прошел, потому что обновленный СПС фактически будет коллективным адвокатом Кремля на Западе. А в улучшении отношений с Западом Кремль сейчас заинтересован, что бы ни говорили кремлевские пропагандисты и идеологии теории осажденной крепости. Однако есть и субъективный фактор - личная ненависть отдельных кремлевских столоначальников к ключевым фигурам либерального лагеря может привести к тому, что администрация президента объявит реорганизованному СПС войну. Торпедировать объединение либералов на базе СПС очень легко. Для этого существует фактический хозяин СПС Анатолий Чубайс, который всегда готов выполнить кремлевскую команду в этом отношении».


Вопрос объединения демократов возможно будет решен в декабре на предстоящем съезде, который пройдет в столице.


XS
SM
MD
LG