Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.
Михаил Саленков: Совет безопасности России утвердил Основы государственной политики в Арктике до 2020 года. А президент России Дмитрий Медведев поставил задачу в ближайшее время оформить внешнюю границу континентального шельфа России в Арктике. Эксперты полагают, что борьба за арктические территории, богатые нефтью и газом, развернется между Россией, Канадой, США, Норвегией и Данией. А экологи предупреждают, что разработка новых нефтяных и газовых месторождений негативно отразится на биоресурсах Арктики.
Любовь Чижова: Совет безопасности России утвердил и обнародовал российские планы на освоение Арктики до 2020 года и на перспективу: в официальном сообщении говорится о необходимости «обоснованного закрепления и международно-правового оформления внешней границы континентального шлейфа РФ В Арктике». Вот что сказал по этому поводу российский президент Дмитрий Медведев.
Дмитрий Медведев: Надо прежде всего доработать и принять федеральный закон о южной границе арктической зоны России. В ближайшей повестке и договорно-правовое закрепление, оформление внешней границы континентального шельфа. Очень важная задача. Особенно подчеркну, это наша обязанность, прост наш прямой долг перед потомками.
Любовь Чижова: Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов полагает, что у России - весьма неплохие шансы на оформление своих границ в Арктике, хотя претендентов на арктические просторы достаточно - это США, Канада, Норвегия и Дания. И это неудивительно, ведь в Арктике находятся значительные запасы нефти и газа.
Дмитрий Абзалов: Арктика представляет для России колоссальный интерес, особенно на фоне дефицита энергоносителей. Предположительно одни из самых крупнейших запасов находятся в шельфовых месторождениях, прежде всего это нефть и газ. Кроме того, речь идет о целом ряде полезных ископаемых. Кроме того, как известно, Арктика имеет ключевое военно-стратегическое значение для стран Северного полушария. Несомненно с освоением этого региона связано развитие отраслей, ориентированных на развитие биоресурсов, прежде всего это рыболовство. Конечно же, наибольший интерес представляют именно углеводороды. Российская Федерация давно претендует на часть арктического шельфа. В августе прошлого года была подготовлена экспедиция, которая, собственно говоря, должна была доказать принадлежность хребта Ломоносова к российской платформе. Во многом именно эти шаги Российской Федерации стали катализатором активной борьбы за регион.
Собственно говоря, существуют пять основных игроков, которые рассчитывают расширить свои экономические интересы в Арктике. Помимо Российской Федерации, это Канада, США, Дания и Норвегия. Каждый из этих игроков имеет свои каналы для укрепления собственных позиций и свою стратегию по продвижению собственных интересов в регионе. Российская Федерация рассчитывает в основном на доказательную базу, которая у Москвы является одной из самых основательных. Основной площадкой, на которой, по мнению Москвы, должен решаться данный вопрос, является, конечно же, профильный комитет ООН. Отдельным блоком идут Канада и США. Дело в том, что в случае победы господина Маккейна сенатор пообещал, в том числе, активизировать переговоры по расширению присутствия США в Арктике, прежде всего в сфере углеводородов. США имеют очень слабые позиции в профильном комитете ООН и поэтому предлагают заключить так называемый совместный договор со всеми заинтересованными лицами. Понятно, что в данном случае позиция Москвы будет существенно ослаблена, и судя по всему, значительные преференции получат Канада и США.
Любовь Чижова: В связи с тем, что Дмитрий Медведев сделал такие заявления о том, что нужно в ближайшее время оформлять границы Арктики, не прогнозируете ли вы ухудшение отношений России с ее арктическими соседями?
Дмитрий Абзалов: Перманентная борьба за Арктику идет давно. Я бы не сказал, что это превратится в такую целенаправленную конфронтацию. Здесь наибольшие проблемы, конечно, будут у США. Дело в том, что экономика Америки отчаянно нуждается в собственных энергоносителях, основные поставщики энергоносителей США испытывают, мягко говоря, противоречивые чувства по отношению к Вашингтону - это, например, Венесуэла и страны Ближнего Востока, в том числе Саудовская Аравия.
Любовь Чижова: Оформление этих самых арктических границ, как вы считаете, вопрос какого времени?
Дмитрий Абзалов: Я полагаю, что в целом вопрос будет решен к 2012-13 году. То есть необходимо будет собрать, подготовить все обоснования, они должны быть рассмотрены. Необходимо определенное время, для того чтобы выработать единую позицию стран.
Любовь Чижова: В документе Совета безопасности по освоению Арктики упоминается о том, что при добыче нефти и газе необходимо соблюдать требования экологической безопасности. Однако, по мнению доктора биологических наук, сотрудника Института экологических проблем Севера Уральского отделения РАН Леонида Лукина, промысел нефти и газа никогда не проходит бесследно для окружающей среды и, несомненно, нанесет ущерб биоресурсам Арктики.
Леонид Лукин: Освоение шельфа с точки зрения добычи нефти и газа - это неизбежно. И остановить этот процесс, наверное, вряд ли можно, но здесь вот в чем дело. Само бурение, в общем-то, особых негативных последствий не повлечет. Другое дело, что возникают техногенные аварии, и до сих пор время от времени иногда они случаются. Ну, техника есть техника, и она иногда выходит из строя. Бывают и разливы нефти, полностью исключить такую вероятность нельзя. И никто, наверное, 100-процентной гарантии не сможет дать, что таких аварий не будет. Они бывают.
Любовь Чижова: Как на биоресурсах это скажется?
Леонид Лукин: Арктический шельф - это холодная вода, в которой разложение нефти на составляющие происходит очень медленно. И естественно, это загрязнение будет проходить в более негативном аспекте, чем, скажем, в южных, теплых морях. Обязательно будет влиять негативно и на рыбные ресурсы, и на морских млекопитающих, на птиц водоплавающих, которых не так мало в Арктике. Самое главное - может нарушиться сложившаяся биосистема. В частности, планктон будет в значительной степени гибнуть, и тем самым будет разрушаться, так сказать, первичное звено биологической цепи.
Любовь Чижова: У ученых есть какие-то особые экологические требования к добыче нефти и газа?
Леонид Лукин: Единственное и основное требование - чтобы не было разливов нефти. Надо сохранять естественную среду в том виде, в каком она есть. С другой стороны, вот эта необходимость добывать нефть и газ заставляет рисковать что ли этими сырьевыми ресурсами, биологическими. Но это действительно риск, и что дороже в конечном итоге обойдется - потеря биологических ресурсов или добычи нефти и газа. Человек стоит перед таким выбором.
Любовь Чижова: Это был доктор биологических наук, сотрудник Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук Леонид Лукин.