Ссылки для упрощенного доступа

Природа ультралевого движения в Испании


Ирина Лагунина: Две недели назад мы рассказывали в нашей программе об ультраправом движении в Испании. Ну а о том, что в Испании действуют экстремистские левые группировки – широко известно. Чего стоит только баскская сепаратистская организации ЭТА, которая уже 40 лет ведет вооруженную борьбу за создание независимого социалистического баскского государства. Но это только вершина огромного айсберга испанского левого радикализма. О нем рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Помимо ЭТА, в стране есть еще, по крайней мере, две леворадикальные вооруженные группировки, которые время от времени дают о себе знать испанской общественности и испанским силовикам. Это GRAPO или так называемые Группы антифашистского сопротивления Первого Октября - о маоистская организация, которая ставит своей задачей построение коммунизма в отдельно взятой Испании по заветам Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Мао Цзэдуна. Группы возникли еще в 1975 году. В первые десять лет своего существования они устраивали покушения на испанских политиков, полицейских и военных, в последние двадцать лет – лишь на инкассаторов и предпринимателей с целью ограбления. Большинство членов этой ныне чисто уголовной банды – уже за решеткой. Однако наблюдатели полагают, что она еще способна заявить о себе. Об одном до сих пор нераскрытом преступлении GRAPO рассказывает журналист Франсиско Перес Абельян:



Ф.Перес Абельян: Утром 27 июня 1995 года П у блио Корд о н, президент страховой компании и владелец ряда частных клиник, был похищен, когда совершал пробежку вблизи своего дома в Сарагосе. На него напали три человека и увезли в автомобиле, чтобы затем потребовать у родственников предпринимателя выкуп, крупную сумму денег, которая нужна была террористам для финансирования своей деятельности. Но после уплата выкупа, бизнесмен так и не обрел свободы. О нем с тех пор ничего не известно - он пропал без вести.



Виктор Черецкий: Считается, что Публио Кордон был убит террористами, несмотря на заплаченный выкуп, хотя его тело так и не удалось обнаружить. В последние годы, помимо ЭТА и GRAPO, время от времени проявляет себя и так называемое Галисийское сопротивление, якобы выступающее за независимость Галисии – автономной области на северо-западе Испании. Полиция полагает, что речь идет о разрозненных, не связанных между собой, группах. В Галисии время от времени гремят взрывы, но почему-то только у офисов строительных компаний. Некоторые наблюдатели не исключают, что сепаратисты выполняют заказы местной «знаменитой» на всю Западную Европу наркомафии, которая вкладывает свои наркомиллионы в строительство и устраивает «разборки» с конкурентами.


Радикальные сепаратистские группировки существуют и еще в одной испанской автономии – Каталонии. Правда, до стрельбы и взрывов здесь дело пока не дошло. Местные радикалы ограничиваются на своих манифестациях разве что сжиганием портрета испанского короля и угрозами в адрес каталонцев, не разделяющих идеи создания независимой так называемой великой Каталонии. Говорит Альберт Ривера, руководитель партии Граждане Каталонии, противостоящей сепаратистам.



Альберт Ривера: Сторонники независимости хотели бы выселить всех тех, кто не разделяет их взгляды, за пределы Каталонии. Мне прислали по почте пулю и письмо, в котором дали два месяца на размышление – или отказаться от критики сепаратизма, или уехать из Каталонии. Иначе меня ждет могила. Это не первые угрозы в мой адрес. К сожалению, местные власти заигрывают с радикалами, а посему не обращают внимания на подобные случаи.



Виктор Черецкий: Альберт Ривера не знает, кто из многочисленных радикальных каталонских группировок прислал ему письмо с угрозами. Этих групп – десятки. Ну а если говорить не о группах, а о леворадикальных партиях, то в целом по стране их более 40 – причем я говорю только об официально зарегистрированных партиях. Эти организации занимают значительно более радикальные позиции, чем Компартия Испании. В первую очередь, это различные троцкистские партии. Сторонники Льва Давидовича Троцкого, его теории перманентной революции и Четвертого интернационала, объединены в десяток партий, таких как Коммунистическое действие, Революционная коммунистическая лига, Рабочая революционная партия, Революционная партия трудящихся и так далее.


За троцкистами по числу партий следуют маоисты. У них шесть основных организаций. Это Партия труда Испании, Организация левых коммунистов, Революционная организация трудящихся и другие партии, считающие себя наследниками идей «великого кормчего». Есть в Испании и свои ленинцы, и сталинцы, а также региональные революционные объединения и фронты, выступающие за революцию, но уже не в Испании в целом, а в одном каком-то регионе или даже поселке.


И, разумеется, в Испании сохранились с прошлых времен анархисты. Говорит Генеральный секретарь профсоюза анархистов – Национальной конфедерации труда Рафаэль Корралес:



Рафаэль Корралес: Главное в анархизме - так считалось раньше и так считается теперь - это концепция общества, где нет руководителей и «руководимых», где нет государственных структур, и где каждая личность является хозяйкой своей судьбы. Наша цель – освобождение человека от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти.



Виктор Черецкий: Впрочем, политическое пространство, на котором ранее действовали анархисты и других ультралевые, частично занимает теперь так называемое движение анти-системы. Оно многогранно и объединяет всех леваков, недовольных существующим положением дел в Испании и в мире в целом. К анти-системе относятся, к примеру, противники глобализации, радикальные защитники живой природы, сторонники оказания большей помощи странам третьего мира и открытия испанских границ для свободной миграции африканцев. Бомжи, захватывающие чужие квартиры, сторонники легализации наркотиков и так далее - вся эта публика время от времени в ходе шумных манифестаций выплескивает эмоции на улицы испанских городов. Шествия, как правило, заканчивается потасовкой с полицией, поскольку радикалы мирно вести себя просто не могут – на то они и радикалы. Активнее всех, разумеется, борцы за свержение существующей капиталистической системы. Они постоянно готовы к бунту и на манифестации берут с собой ножи и кастеты. Говорит Игнасио Лопес, секретарь профсоюза испанской полиции:



Игнасио Лопес: В Испании в последнее время наблюдается весьма тревожное явление. Левые радикалы в ходе несанкционированных митингов, устраиваемых ими по любому поводу или без всякого повода, буквально захватывают центр Мадрида. Нападения на полицию, обстрел сотрудников камнями и бутылками является обязательным ритуалом их демонстраций и митингов. К этому следует добавить уничтожение муниципального имущества – телефонных автоматов, скамеек и контейнеров для мусора. Радикалы строят из них баррикады и поджигают. На прошлой неделе мы конфисковали у участников подобного сборища 60 единиц холодного оружия, в том числе несколько топоров. У них отлажена система оповещения единомышленников по телефону и Интернету, в том числе левых сепаратистов из Страны басков и Каталонии, которые по первому зову являются в столицу для организации массовых беспорядков.



Виктор Черецкий: Может показаться странным, но к разряду экстремистских испанские наблюдатели относят некоторые организации, чьи заботы вроде бы носят вполне умеренный и даже благородный характер, к примеру, защитников природы. Но напоминаю, речь идет о радикалах. Их деяния, к примеру, простираются от шокирующих массовых раздеваний на улице в знак протеста против корриды или пошива одежды из кожи и меха животных, до ночных вооруженных налетов на зверофермы. Так, в прошлом году подобные защитники природы одновременно выпустили на свободу со звероферм в Галисии до двадцати тысяч норок. Оказавшись на воле, зверьки очень скоро погибли от голода и жажды – работникам ферм удалось спасти только несколько сот, которых они нашли в лесу в полумертвом состоянии и вернули в клетки.


Еще большее зло наносят обществу борцы за свободу торговли наркотиками. Не без их участия Испания уже побила печальный рекорд в Европе – вышла на первое место по потреблению одурманивающего зелья на душу населения. Андрес Фаринья, лидер группировки в поддержку свободной торговли гашишем:



Андрес Фаринья: Легализация наркотиков является историческим требованием испанского народа. Не все наркотики одинаковые: героин – не такой, как кокаин или гашиш. И подход к ним должен быть разным. Мы боремся за то, чтобы к гашишу было иное – уважительное отношение со стороны государства.



Виктор Черецкий: Немало хлопот приносят испанскому обществу и революционеры - любители селиться в чужих квартирах. Представьте себе, вы приобретаете квартиру, получаете ключ и пытаетесь открыть замок... он оказывается сломанным, а внутри вы обнаруживаете десяток немытых волосатых личностей неопределенного пола, накаченных наркотиками и алкоголем. Вдобавок, вы узнаете, что это не просто бомжи, бездельники, алкоголики и наркоманы, а активисты революционного движения за право экспроприировать чужое жилье. В этом вы убеждаетесь, прочитав лозунги, намалеванные красной краской с грамматическими ошибками на свежевыкрашенных стенах вашей новой квартиры. Ну а участники прошедшей недавно в центре Мадрида манифестации захватили целый дом, подлежащий сносу. Свои требования они излагали журналистам под звуки тамтамов, которые прихватили с собой на манифестацию. Бомж-революционер Хуан Диас:



Хуан Диас: Мы заняли здание, которое пустовало, для того, чтобы заниматься там творческой деятельностью. Но теперь наша коммуна получила постановление о выселении, поскольку капиталисты-спекулянты намерены снести наше здание и построить на его месте доходный дом. Поэтому мы и вышли на улицу. Мы говорим решительное «нет» жалкому буржуазному строю – мы выступаем за другие формы организации жизни.



Виктор Черецкий: По сведениям полиции, единственной «творческой» деятельностью этой компании было выращивание на балконе марихуаны. Остальная деятельность была обычной для подобной публики – мелкое воровство, розничная торговля кокаином и гашишем, беспробудное пьянство.


Между тем, чтобы добиться выселения непрошенных гостей, жителям испанских городов порой требуются месяцы, а то и годы – испанская судебная система медлительна, а испанские силовые структуры – снисходительны по отношению к подобного рода правонарушителям. Это особенно характерно для Мадрида и Барселоны, второго по значению, после столицы, города Испании. Как отмечает испанская пресса, в последнее время в Барселоне даже появилась новая профессия – квартирный вышибала. Владельцы квартир, отчаявшись чего-либо добиться от властей, нанимают громил, которые традиционными методами решают проблему – взашей гонят революционеров на улицу. Что касается участников манифестации в Мадриде, о которой я только что рассказал, то их выселение вызвало радость у жителей квартала. Говорит председатель местной Ассоциации соседей Антонио Гомес:



Антонио Гомес: Эта публика постоянно устраивала оргии, пьяные драки с дикими воплями. От одного вида этих бомжей становилось жутко. Люди просто опасались выходить на улицу. А они считали себя хозяевами всего квартала. Так что решение суда об их выселении нас только порадовало.



Виктор Черецкий: Не менее активны в Испании и сторонники открытых границ для иммигрантов из Африки. Они постоянно митингуют, всерьез считая, что, разместив по испанским ночлежкам с бесплатной чечевичной похлебкой всех африканцев, желающих переехать на ПМЖ в Испанию, можно решить проблемы африканского континента. Сторонники этих идей, в частности, требуют, чтобы власти не репатриировали нелегально проникающих в Испанию африканцев. И это при том, что никакой работы для них в стране нет. Так что, единственное, чем некоторые посланцы Африки зарабатывают себе на жизнь в Испании - это продажа наркотиков и пиратских аудио-видео дисков, а большинство живет за счет благотворительности католических приходов. Участники недавнего митинга на центральной площади Пуэрта-дель-Соль в Мадриде требовали от испанского государства больше средств на их содержание. Эстебан Канселадо, активист общества защитников иммигрантов-африканцев:



Эстебан Канселадо: Товарищи! В первую очередь я хочу отдать долг памяти нашим дорогим африканским товарищам, которые были убиты на границе испанских анклавов в северной Африке – городов Сеуты и Мелильи, когда пытались осуществить свое законное право перебраться в Испанию. Ведь каждый человек имеет право жить там, где ему захочется. Каждый имеет право свободно передвигаться по земле!



Виктор Черецкий: Поясню: несколько африканцев, вооруженных ножами и пиками, были застрелены при нападении на марокканских солдат, охранявших границу испанских анклавов.


Не секрет также, что некоторые испанские радикалы, заявляющие о своей солидарности со странами третьего мира, сотрудничают с террористическими бандами в этих странах. Так недавно полиция уличила активистку одной из испанских общественных организаций, так называемой Ассоциацию солидарности со странами Азии, Африки и Латинской Америки, в прямых связях с колумбийскими террористами – под видом помощи обездоленным детям испанские деньги шли в карманы преступников. Эта же активистка во имя так называемой солидарности, выступала в качестве посредника между террористами и международными торговцами оружием.


XS
SM
MD
LG