Ссылки для упрощенного доступа

Грузия, Россия и Украина - главные пункты повестки Генеральной Ассамблеи ООН


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие известный российский специалист по европейской безопасности Андрей Загорский .



Евгения Назарец : Грузия и Россия, а также Украина - с сегодняшнего дня это, пожалуй, главные пункты повестки ассамблеи. Мы продолжим тему с Андреем Загорским, известным российским специалистом по европейской безопасности. Сейчас он на связи со студией.


Андрей Владимирович, доброе утро!



Андрей Загорсий : Доброе утро!



Евгения Назарец : Сначала то, что касается России и Грузии. Судя по немногочисленным и довольно скупым высказываниям каждой из сторон накануне поездки и участия в 63-й сессии Генассамблеи, каждая из сторон едет туда за поддержкой. Но опять-таки, зная суть работы Генассамблеи, ее роль понятно, что поддержку там получить тоже легко, сколь, скажем, и бесполезно. Может быть, не бесполезно, но не очень полезно. В отличие от Совета Безопасности ООН Генассамблея не принимает обязательных к исполнению решений. Тогда в чем смысл стремления к поддержке Генассамблеи ООН?



Андрей Загорсий : С другой стороны, на Генассамблее проще принимать решения, потому что там резолюции принимаются большинством голосов, в отличие от Совета Безопасности, где требуются консенсусы, где консенсус пяти постоянных членов, где либо Россия, либо США всегда могут заблокировать принятие соответствующего решения. Я думаю, что, конечно, и грузинская, и российская стороны будут стараться мобилизовать поддержку в свою пользу. Не думаю, что позиция Генассамблеи, если мы имеем в виду большинство, будет однозначной. Потому что есть три компонента, которые вызывают спорные оценки, и являются яблоком раздора. С одной стороны, безусловно, значительное число государств, по крайней мере, разделяют точку зрения о том, что действия Грузии в отношении Южной Осетии были чрезмерными в плане применения военной силы. Этот факт осуждают многие государства. С другой стороны, они все (многие из них) высказывали, по крайней мере, озабоченность, если не осуждение непропорционально сильного ответа со стороны Российской Федерации, появление российских войск на территории Грузии. И, конечно, самым главным и самым сложным для российской делегации вопрос - будет вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. В этом вопросе, как мы видим из фактов признания другими государствами, Москва поддержку вряд ли получит.



Евгения Назарец : Смотрите, есть также высказывание председателя Генассамблеи ООН. Им избран бывший министр иностранных дел Никарагуа Мигель д ' Эското Брокманн. Его цитируют, что он сказал: "Грузия своим вторжением в Южную Осетию нарушила устав ООН. Действия Грузии в отношении Южной Осетии являются агрессией". Вот такая позиция, собственно, руководителя нынешнего Генеральной ассамблеи какое влияние окажет на работу всей организации в целом?



Андрей Загорсий : Она, во-первых, не удивительна, потому что он является представителем Никарагуа - второй страны в мире, которая признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Во-вторых, строго говоря, функции председателя не в том, чтобы делать политические заявления, а в том, чтобы вести заседания Генеральной ассамблеи. Поэтому никаких содержательных последствий для работы Генассамблеи, конечно, такое заявление иметь не будет.



Евгения Назарец: Я упомянула, что Украина тоже станет страной, которая прикует всеобщее внимание, скорее всего, в ходе 63-й сессии Генассамблеи ООН. Она тоже поехала на эту ассамблею с поддержкой. За поддержкой, насколько можно судить по предварительной информации, своей резолюции о Голодоморе 1932-1933 годов. Получается так, что в прошлый раз эту резолюцию рассматривать уже не стали, нынче Украина пробует снова, считая, что это лучший момент говорить об ответственности России за что-либо или какие-то другие причины?



Андрей Загорсий: Украина на протяжении последних лет постоянно выходит с этим вопросом. В этом смысле ответ Москвы постоянно, мне кажется, был не просто понятным, но и взвешенным. Потому что, разделяя скорбь Украины по поводу жертв Голодомора, Москва постоянно подчеркивала, что эта проблема касалась не только Украины. Поэтому Голодомор - это трагедия не только украинского народа, но и многих других народов Советского Союза. Это элемент политизации истории, который, в том числе, украинская сторона последние годы привносила. Поэтому, я не думаю, что в этот раз на Генассамблее эта тема будет подниматься из-за какой-то новой ситуации, сложившейся на Кавказе. Скорее всего, это продолжение той линии, которая была начата Киевом энергично в прошлом году.



Евгения Назарец : Спасибо большое, Андрей Владимирович!



XS
SM
MD
LG