Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Грузинская тема на Генеральной ассамблее ООН. Американские законодатели скептично относятся к плану спасения финансовой системы. Детектор преступных намерений разрабатывают американские специалисты


Юрий Жигалкин: Российско-грузинское противостояние и имидж России стали в первый день работы Генеральной ассамблеи ООН проходной темой выступлений лидеров нескольких стран, где обычно разговор ведется о своем, наболевшем. Тон обсуждению задал президент Буш. «Устав Организации объединенных наций четко определяет равные права для больших стран и малых. Россия, вторгнувшись в Грузию, нарушила эти положения. В такой ситуации мы должны быть едины в поддержке грузинского народа", - объявил с трибуны ООН Джордж Буш.


Президент Франции Николя Саркози, выступавший также от имени Европейского союза, заверил Россию в том, что Европа хочет видеть Россию в качестве партнера, что у России и Европы совместное будущее, но Европа не пойдет на компромиссы, когда дело касается принципиальных вещей: суверенитета и независимости государств, их территориальной целостности. «Европа заявляет всем: она не может принять использование силы как инструмента для разрешения споров».


Почти получасовое эмоциональное выступление в ООН президента Грузии Михаила Саакашвили приняло довольно неожиданную форму - призыва, благодарности и торжественного обещания. Противостояние с Россией президент Грузии представил как определяющую битву за будущее демократической Европы, битву, свои ставки в которой есть и у Организации объединенных наций.



Михаил Саакашвили: Эта ситуация призывает нас, членов Организации объединенных наций, не только найти ответ на отдельный эпизод военной агрессии в конкретном случае, но твердо определить наш подход к военной агрессии в любой части мира. Пришло время ответить на главный вопрос: станет ли эта организация на защиту своих принципов или они будут затоптаны гусеницами наступающих танков, сапогами тех, кто проводит этнические чистки, задушены теми, кто ведет разрушительные кибератаки?



Юрий Жигалкин: Президент Грузии призывает ООН не молчать ввиду российских действий, он призывает организацию официально заявить о непризнании независимости Южной Осетии и Абхазии, добиться выполнения своих обязательств всеми участниками конфликта и создать работоспособный механизм разрешения подобных проблем.


Взывая к ООН за поддержкой, президент Грузии заверяет, что его страна в результате этого испытания будет еще более привержена развитию демократии. Он предложил в духе полной открытости провести международное расследование причин вооруженного конфликта, пообещав предоставить комиссии любую информацию, ответить на любой вопрос. И это не все…



Михаил Саакашвили: Я объявляю вам о готовности реализовать новые демократические инициативы. Во-первых, мы укрепим систему сдержек и противовесов, предоставив большую независимость парламенту и судебной системе. Во-вторых, мы поддержим политический плюрализм, увеличив финансирование оппозиционных партий и обеспечив им доступ к эфиру. В-третьих, мы введем систему судов присяжных пожизненные судейские назначения. В-четвертых, мы расширим и укрепим права собственности.



Юрий Жигалкин: Подытоживая эти идеи, президент Грузии сформулировал свою цель на Генеральной ассамблее ООН так: ответить новой второй "революцией роз" на российскую агрессию и авторитаризм.


Как оценивают начало дебатов на сессии Генеральной ассамблеи ООН американские эксперты? Аллан Давыдов взял интервью у Эдварда Лака, вице-президента Международного института мира.



Эдвард Лак: Много внимания в выступлениях с трибуны Генассамблеи на этот раз было уделено международному финансовому кризису, что трудно было бы представить еще несколько недель назад. Если говорить о речи президента Буша, то не стало сюрпризом то, что он обратился к таким вопросам, как терроризм и построение новых демократических обществ в мире. Примечательно, что на этот раз Буш говорил, что нужда в ООН и других международных организациях сегодня больше, чем когда-либо, что ООН с ее потенциалом становится могучей силой добра. Определенно это не тот тон, с каким Буш прежде отзывался об ООН. Заметным стало и выступление президента Франции Николя Саркози, который ясно сформулировал позицию Евросоюза и нынешние задачи этой организации, вытекающие из ее ценностей и принципов.



Аллан Давыдов: Джордж Буш в последний раз выступал в ООН как президент США. На ваш взгляд, как в целом было воспринято его послание Генассамблее?



Эдвард Лак: Президент Буш, конечно, считается не самым популярным политическим лидером в стенах ООН после того, как он бросил ей вызов, решив применить военную силу в Ираке. Многие из собравшихся сегодня на Генассамблее оспаривали действия Буша в ходе его первого президентского срока. Но в последние годы Буш стремился больше взаимодействовать с ООН, отводил ей больше места в американской внешней политике. Мне кажется, что сегодня Буша любезно принимают на Ист-Ривер. Подобную эволюцию прошел Рональд Рейган, негативный, скептический настрой которого в отношении ООН со временем сменился теплотой. Я не думаю, что Джордж Буш останется фаворитом летописи ООН. Но если сегодня Буш в большей степени воздает должное роли ООН, то он вправе рассчитывать на более благожелательное к себе отношение со стороны стран - членов ООН.



Аллан Давыдов: Есть ли, на ваш взгляд, признаки формирования на Генассамблее позиции большинства по недавнему российско-грузинскому конфликту?



Эдвард Лак: Трудно судить только по результатам первого дня. Многие выступавшие вообще не упомянули этот конфликт, видимо, из-за наличия в нем противоречивых моментов, заставляющих даже Совбез ООН действовать осторожно. Но, по крайней мере, Буш и Саркози высказались ясно. Я предполагаю, что очень мало стран-членов ООН будут оправдывать вторжение России в Грузию. С другой стороны, позицию Грузии как таковую будут отстаивать в основном страны Запада. По моим наблюдениям, среди стран - членов ООН с каждым годом укрепляется убеждение в необходимости уважать территориальную целостность, суверенное равенство государств - больших и малых, богатых и бедных. Вторжение больших государств на территорию малых вызывает бурные эмоции в стенах ООН. Однако у меня такое ощущение, что сегодня большинство стран готовы уступить улаживание подобных проблем крупным державам.



Аллан Давыдов: Сказал Эдвард Лак, вице-президент Международного института мира в Нью-Йорке.



Юрий Жигалкин: Капитаны финансовой индустрии, заработавшие десятки, а кое-кто и сотни миллионов долларов за годы ипотечной лихорадки не должны получить в качестве отступных деньги из кармана налогоплательщиков, заявил во вторник кандидат в президенты от республиканской партии Джон Маккейн. В то время как законодатели рассматривают запрос правительства выделить беспрецедентный пакет помощи - 700 миллиардов долларов для выкупа обесцененных облигаций, выпущенных под ипотечные кредиты, вопрос о вознаграждении руководителей финансовых компаний становится горячей политической темой. Должны ли получать щедрые пенсионные, согласно контрактам, даже те из них, кто довел свои компании до банкротства? Закон говорит - да. Критики говорят, что те, кто отчасти виновен в нынешних проблемах, не должен выпрыгнуть с падающего самолета на "золотом парашюте".


Не исключено, что не металлоискатель, а детектор намерений станет в недалеком будущем самым эффективным инструментом в борьбе с террористами. Согласно сведениям телекомпании «Фокс», министерство внутренней безопасности США испытывает устройство, которое будет отыскивать не взрывчатку, спрятанную в багаже пассажира, а признаки того, что он готов совершить теракт. Специальные сенсоры, находящиеся на расстоянии, моментально замеряют уровень сердцебиения и потовыделения, температуру тела и целый ряд других физических показателей, включая движения мышц лица и тела с тем, чтобы попытаться засечь ненормальный уровень тревоги испытуемого. По словам людей, знакомых с программой (а она засекречена), ее создателям удалось найти целый, так сказать, набор ключевых критериев, по которым можно с большой долей уверенности распознать преступные намерения и естественное волнение. Следующим в поиске идеального детектора террористов будет сканирование сетчатки глаза.


Программа спасения финансовой системы, выдвинутая в конце прошлой недели министерством финансов и представляемая ее сторонниками, как последнее препятствие на пути финансовой катастрофы, была неожиданно холодно принята законодателями. Многие из них сомневаются, что 700 миллиардов долларов, запрошенных администрацией не уйдут в песок так, как десятки миллиардов, выделенные на прежние скромные попытки помощи экономике.



Владимир Морозов: На слушаниях в конгрессе министр финансов Генри Полсон и председатель Федерального резервного банка Бен Бернанке предупредили законодателей, что, если последние не примут предложенный правительством план и не выложат требуемые 700 миллиардов долларов, то стране угрожает серьезная рецессия, повысится безработица, еще больше людей будут не способны платить за свои дома и лишатся их. Этот план вызвал многочисленные возражения.


Сенатор-демократ от штата Нью-Йорк Чак Шумер заявил, что для начала правительству хватит 150 миллиардов. Энергичное сопротивление вызвали эти планы и со стороны законодателей, принадлежащих к той же партии, что и администрация Белого дома. Вот что сказал сенатор-республиканец от штата Южная Каролина Джим Деминт...



Джим Деминт: Правительство сделало все возможное, чтобы довести нас до кризиса, и теперь оно говорит нам, что может поправить дело, если еще больше влезет в долги.



Владимир Морозов: По мнению сенатора и некоторых других законодателей, главный недостаток предложения администрации состоит в то, что в нем неверно названы причины кризиса.



Джим Деминт: Они говорят, что все произошло из-за несовершенства свободного рынка и капитализма. На самом деле правительство мешало этому рынку работать: оно обещало финансовую помощь банкам, и это ликвидировало необходимый при ведении частного бизнеса элемент риска. Банки стали раздавать деньги в долг направо и налево. Чего бояться, если правительство выручит?! Обещание помощи сделало банкиров безответственными. Я против предложения администрации, цель которого - переделать нашу кредитную систему на социалистический манер.



Владимир Морозов: С этим не согласны многие американцы, которые считают, что при республиканском правительстве Джорджа Буша значительно ослаб контроль за деятельностью частных финансовых организаций.



Джейн: Невероятно, но наше правительство совсем перестало контролировать работу банков. И они там, на Уолл-стрит, очумели от жадности, стали набивать свои карманы, не думая о будущем. И никто не видел, что там происходит.



Владимир Морозов: Профессор университета штата Мериленд Питер Мориси напоминают, что борьба с последствиями Великой депрессии и финансового кризиса 1980-х годов потребовала энергичного вмешательства правительства.


В последние недели правительство взяло под свой контроль ипотечные гиганты Fannie Mae и Freddie Mac и выдало огромный в долг 85 миллиардов долларов страховой компании American International Group Inc. Тем не менее, эксперты не уверены, что эти и другие меры помогут ликвидировать самый серьезный за последние десятилетия финансовый кризис.



Юрий Жигалкин: Тем не менее, законодатели предсказывают, что план спасения финансовой системы будет принят, хотя и не с той оперативностью к какой призывает правительство.


XS
SM
MD
LG