Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Налоги в Дании


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Джанян.



Дмитрий Морозов : Общеизвестно, что мировыми лидерами по величине взимаемого подоходного налога являются жители Дании. Но даже отдавая большую часть заработанного в пользу государства, сами датчане живут весьма и весьма неплохо. Дания стабильно входит в пятёрку самых комфортных для проживания стран мира, а согласно данным социологических исследований, абсолютное большинство датчан уверены в том, что их нация - самая счастливая. О том, почему ощущают себя счастливыми люди, отдающие казне более половины своего дохода - беседа нашего датского корреспондента Сергея Джаняна с управляющим Министерства налогов Дании Йенсом Уильямом Гроу.



Сергей Джанян: Господин Гроу, как складывалось то, что сегодня называют «датской налоговой культурой»?



Йенс Уильям Гроу: История нашей налоговой системы насчитывает более четырёх столетий. Зарождалась она в эпоху Средневековья. От уплаты податей были освобождены церковь и знать. Последняя, впрочем,не до конца - двумя важнейшими обязанностями датской аристократии была постоянная готовность выступить в поход под знамёнами короля и обеспечение монарха и его свиты провиантом и жильём во время передвижений по стране. Уклонение от налоговых выплат приравнивалось к предательству, но и в те времена находились ловкие люди. Так, например, налоги не взимались с участников крестовых походов и пилигримов, и это создавало лазейки для мошенничества - никто же не знал, куда на самом деле отправился человек.


С наступлением в XVII веке эпохи абсолютизма правила игры меняются - налоги платят все, за исключением короля и церкви. Вводятся налоги на роскошь - модные парики, парфюмерию, дорогие экипажи и так далее. Одновременно в Дании проводится перепись земельных наделов и мошенничать становится труднее - ведь каждый знает, во сколько оценён участок его соседа. Кстати, знаменитый датский астроном тех времён Оле Рёмер прославился не только тем, что впервые рассчитал скорость света, но ещё и разработкой земельного кадастра. Именно его расчёты до сих пор помогают определять плодородие земель и, соответственно, рассчитывать налоги.


Вид же, близкий к современному, датская фискальная система приобретает к началу XX века. Размер налоговых выплат теперь устанавливает не король, а датский парламент, сами же налоги с 1903 года взимаются на основе поданных налоговых деклараций. В некоторых деталях, однако, процесс шёл не быстро. Так, долгое время в Дании налогоплательщиком выступал лишь глава семьи - мужчина, а женщин закон стал рассматривать, как самостоятельных налоговых индивидов лишь с 1983 года.



Сергей Джанян: Датских налогоплательщиков считают одними из самых законопослушных в мире. Чем объясняется этот феномен?



Йенс Уильям Гроу: Согласно результатам международного исследования, проведенного организацией Rockwool Fund, 78 процентов жителей Дании наибольшим злом считают социальное неравенство - это притом, что в Ирландии, например, или в той же России, подобного мнения придерживаются менее 30 процентов опрошенных. А вот другой статистический показатель - кредит доверия датчан к органам власти и государственным структурам составляет 98 процентов. Полагаю, я ответил на этот ваш вопрос, как и, возможно, на другой - почему и в этом году Дания возглавляет список наименее коррумпированных государств мира.



Сергей Джанян: Мои здешние знакомые утверждают, что датские налоги одобряет две трети населения, а недовольных всего треть - те, кто работает.



Йенс Уильям Гроу: (Смеется) Это шутка, конечно. Все мы хотим жить в сильном и стабильном государстве, быть обеспеченными и пользоваться социальными гарантиями и льготами. Но такое государство невозможно строить, не имея соответствующей доходной базы, которую формируют и налоги, и датчане это прекрасно понимают. Поэтому жители Дании спокойно платят все налоги, но при этом, что главное, - они имеют обратную связь с государством, которое отчитывается перед своими гражданами по каждой сумме, потраченной из бюджета.



Сергей Джанян: И всё-таки есть темы, довольно чувствительные, например, автомобильные цены, которые в Дании весьма высоки.



Йенс Уильям Гроу: Это правда, что в Дании самый высокий в Европе налог, который нужно заплатить при покупке нового автомобиля, и он повышает первоначальную стоимость машины почти втрое. Но этому, опять же, есть своё объяснение. Автомобиль - исключительно экспортный товар, в Дании их не производят. Для сохранения платёжного баланса налоги установлены на определённом уровне, отличном от наших соседей - Германии и Швеции, производящих собственные автомобили. А ещё автоналоги взвинчены для того, чтобы принудить людей пользоваться общественным транспортом, а значит, снизить уровень загрязнения окружающей среды.



Сергей Джанян: Но иногда государство придирается к налогоплательщикам буквально по мелочам. Типичная ситуация - налоговые претензии к приятелю-плотнику, помогавшему тебе в уик-энд построить гараж.



Йенс Уильям Гроу: Мы бываем вынуждены ужесточить закон, если кто-то пытается его обойти, к сожалению, при этом не исключены и такие вот ситуации. Это чаще всего касается случаев так называемой «работы по-чёрному», которая ведётся в обход государственной кассы. Но всё-таки в большинстве случаев работает здравый смысл - если, скажем, один брат помогал другому сделать пристройку, тут никаких претензий. И совсем другое дело, когда ремонтными работами прирабатывал «вэлферщик». Он обманывает общество, а это здесь, мягко говоря, не приветствуется. Хотя не секрет, что теневая экономика существует и в Дании. Большей частью в нелегальном бизнесе задействованы работники строительной отрасли и сферы обслуживания.



Сергей Джанян: Но ведь в Дании существует и вполне законный налоговый рай?



Йенс Уильям Гроу: Да, это район Кристиания, находящийся в самом центре Копенгагена. Когда-то здесь были заброшенные армейские казармы короля Кристиана IV , которые в 1960-х годах заняли студенты, бездомные и хиппи. Сквоттеры не желали платить за жилье и старались жить по своим собственным законам. Власти не смогли их выселить и оставили в покое, объявив Кристианию социальным экспериментом. До 1990-х годов кристианитов налогами не беспокоили, но сейчас обитатели коммуны все-таки ежемесячно платят небольшие суммы за коммунальные услуги, а также фиксированный налог. Все эти деньги поступают сперва в местный «кристианский» бюджет, а уже после этого часть средств переводится в муниципальную казну.



Сергей Джанян: И напоследок не удержусь от вопроса, господин Гроу, трудно ли быть гражданином самой законопослушной страны в мире?



Йенс Уильям Гроу: (Смеется) Датчан, как всегда, выручает самоирония. Так например, портал у входа в датский парламент, фолькетинг, поддерживают четверо атлантов с мучительно перекошенными лицами. В народе эти статуи давно уже прозвали «памятник налогоплательщикам» Сами же стены фолькетинга расписаны фресками по мотивам датских пословиц. И вот там можно найти ещё одно напоминание о том, что мы с вами в Дании. Художник Расмус Ларсен, изобразивший на одной из стен остриженную наголо овцу, подписал рисунок с нескрываемой иронией: «Бог смягчает климат для стриженых овец»



Сергей Джанян: Говорит управляющий Министерства налогов Дании Йенс Уильям Гроу.



XS
SM
MD
LG