Ссылки для упрощенного доступа

В Третьяковской галерее открылась выставка работ Марии Ломакиной


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Дмитрий Морозов : В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка работ Марии Ломакиной. Хотя ее картины хранятся в крупнейших российских музеях, имя этой художницы первой половины ХХ века никогда не было прославлено и незаслуженно, считают устроители выставки. Подробности у Лили Пальвелевой.



Лиля Пальвелева : В биографии Марии Ломакиной есть знаменательный факт. В 1927 году она защитила в Петроградской Академии художеств диплом по теме «Художественные манеры фресок церкви Спаса Нередицы». Когда пришло время восстанавливать пострадавший во время Второй мировой войны уникальный храм, это стало возможным как раз благодаря копиям Ломакиной. Древнерусскую монументальную живопись она знала досконально, подчеркивает куратор выставки Татьяна Ермакова.



Татьяна Ермакова : Ее интересовало различие манер древних живописцев. Она различала руки мастеров. Безусловно, столкновение с техникой фрески имело для нее огромное значение. Если вы присмотритесь к работам позднего периода, к этим малым холстам, где сквозь тонкие лессировки и наслоения краски просвечивает и грунт, и фактура холста, вы заметите, что они похожи тоже на куски фресок.



Лиля Пальвелева : Многие советские писатели уходили в чистую лирику, потому что это спасало их от обязанностей строго соблюдать каноны соцреализма. То же самое происходило и с художниками. Не поэтому ли Ломакина предпочитала так долго пейзажи?



Татьяна Ермакова : Безусловно, конечно. Во-первых, потому что она была поэтом в прямом смысле слова. Ее одаренность проявилась с ранних лет. Сначала она выражалась в литературном ее даровании. Она писала дневник, она писала стихи. И лишь потом она поняла, что ее призвание - это живопись. Она свое лирическое начало воплотила в своей живописи. Она писала, не пропуская буквально, ни дня, несмотря на очень трудные обстоятельства ее личной жизни - и материальной, и болезни, и некоторая удаленность от центра художественной жизни.



Татьяна Ермакова : Училась Ломакина на монументалиста, а в конце жизни ей пришлось делать очень маленькие по формату работы. Не пострадал ли ее дар из-за этих жизненных обстоятельств?



Лиля Пальвелева : Дар ее просто сконцентрировался. Вообще, на самом деле это была эпоха не монументального искусства. Почти все художники мастерской монументального искусства, которая была организована в начале 30-х годов, осуществили. Очень мало, что это все осталось в эскизах. У Марии Владимировны судьба такая же. Но ей было свойственно вот это монументальное, масштабное, эпическое видение мира. Потом оно сконцентрировалось в работах очень маленького размера, но дающих вот этот большой космический охват пространства.



Лиля Пальвелева : И все-таки лучшие вещи Марии Ломакиной созданы в конце 20-х и в 30-е годы. Главная картина выставки - «Сбор винограда» написана в 1927. Здесь все напоминает древнерусские фрески - матовая шероховатая фактура, плавные линии фигур в сложных ракурсах и - главное - цвет: глубокий синий (на фоне синего неба темно-синие гроздья) и все оттенки терракотового.



XS
SM
MD
LG