Ссылки для упрощенного доступа

До прихода к власти Мурата Зязикова в Ингушетии похищали только невест


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Мумин Шакиров и Любовь Чижова.



Кирилл Кобрин : В центре Москвы представители ингушской диаспоры проводят пикет в знак протеста против похищений людей. Организаторы акции обнародовали факты исчезновения выходцев из Ингушетии в российской столице. По их словам, за последнее время в Москве пропало около 10 молодых людей - все уроженцы республики. За ходом пикета наблюдает наш корреспондент Мумин Шакиров. Он сейчас по телефону в прямом эфире Радио Свобода.


Мумин, здравствуйте!



Мумин Шакиров : Здравствуйте! Я нахожусь в центре Москвы у памятника Грибоедова. Здесь собрались несколько десятков человек - это представители ингушской диаспоры, а также правозащитники, которые развернули лозунги. Но прежде я хочу предоставить слово представителю ингушской общины Хусейну Барахоеву. Он нам сейчас расскажет, почему здесь собрались люди, его соотечественники, его земляки. Я передаю ему трубку.



Хусейн Барахоев : Добрый день! Люди собрались для того, чтобы сообщить всем, всей мировой общественности, что происходит на сегодняшний день в Ингушетии и с ингушами. Я думаю, что это происходит не только с ингушами, но в данный момент более актуально с ингушами, потому что за последнее время по официальным данным пропало 6 человек, по неофициальным более 10 только в Москве за первые 15 дней сентября месяца. Когда человек, которого три дня пытают, чудом спасается, и после этого не ведется никакого расследования, никакого громкого резонанса ни в следственных органов, ни в Министерстве обороны, которым принадлежал этот дом, где его пытали, не происходит, это наводит на большие размышления людей. Люди не знают, как себя вести. Они хотят цивилизованно решать все вопросы, это все непонятно.



Мумин Шакиров : Пикет уже проходит около часа. Здесь по-прежнему достаточно много народу. Как я говорил, что здесь есть еще и правозащитники (московские правозащитники, которых можно часто видеть и на других акциях). Что касается обстановки, то, естественно, рядом находится милиция, которая внимательно следит, что здесь происходит, следит за порядком, скажем так. Люди вышли с плакатами. Я готов прочитать несколько из них - "Требуем прекратить похищения ингушей!", "Власть Ингушетии - бездарность!", "Эскадроны смерти добрались до столицы!". И тут развернуты еще и портреты Магомеда Евлоева, руководителя сайта "Ингушетия.ру", который был убит несколько недель назад. Также портрет Магомеда Хамхоева - это бывший спортсмен, которого, как утверждают представители ингушской диаспоры, пытали в Серебряном Бору. Он чудом сумел убежать. Естественно, о нем говорят очень много. Естественно, все, с кем я общался, задаются вопросом - кто это может делать, кто может совершать эти похищения.



Кирилл Кобрин : Спасибо, Мумин!


Ответственность за эти преступления митингующие возлагают за президента Ингушетии Мурата Зязикова. Обозреватель «Новой газеты» Юлия Латынина рассказала в интервью корреспонденту Радио Свобода Любови Чижовой, что до прихода к власти Мурата Зязикова в Ингушетии похищали только невест.



Юлия Латынина : За время правления президента Зязикова, говорят о 2 тысячах приблизительно похищенных и убитых, иногда называют несколько меньшие цифры. В масштабах России это небольшое количество, как ни странно убитых. Насколько я понимаю, количество пропавших без вести и убитых в самой России за год исчисляется странными цифрами - от 120 тысяч до 180 тысяч, причем они так вот гуляют. До этого никому дела нет. Но проблема в том, что в Ингушетии общество, где все, все знают, где за убитого положено мстить. В России человек может пропасть, и всем на все наплевать. А в Ингушетии после этого родичи думают, кому мстить. И если они не находят конкретного человека, который в этом виновен, то они естественно начинают думать, что российская власть ведет себя с Ингушетией как-то странно.



Любовь Чижова : С какой целью чаще всего похищают людей в Ингушетии сегодня?



Юлия Латынина : Это делают эскадроны смерти. Чаще всего это не похищения, а убийства. Они, в основном, совершаются достаточно открыто как, например, убийство Апти Далакова, который был расстрелян просто на глазах толпы. После этого на глазах же толпы к нему подложили гранату, чтобы показать, что он сопротивлялся. Тут прибежала местная милиция, и стала бить, собственно, тот эскадрон смерти, которое это сделал. На силу его удалось отбить. Что же касается похищений, то тут тоже есть некоторые свидетельства. Например, есть история племянника Макшарипа Аушева, по-моему, Магомеда, которого похитили. Его отвезли непонятно куда, но говорили, что в Осетию, хотя не факт, что это была Осетия. Там его жутко избивали, посадили в яму, стреляли по нему, надев на него два бронежилета, кричали, что сейчас мы продадим тебя людям, которые режут головы ингушам за Беслан. Но все кончилось тем, что его заставили дать подписку о сотрудничестве, причем также расписку о том, что он якобы получил (забыла), по-моему, 30 тысяч рублей. Вот эти 30 тысяч рублей, вероятно, были списаны и проедены самими похитителями.



Любовь Чижова : Недавняя история с уроженцами Ингушетии Магомедом Хамхоевым, которого похитили в Москве, и держали, как позже выяснилось, в особняке одной из воинских частей.



Юлия Латынина : Эта история говорит о том, что эскадроны смерти действуют не только в Ингушетии, но и в Москве, то есть ребята окончательно распоясались. Следует понимать, что такой эскадрон неподконтролен никому, кроме своего хозяина, то есть он может убить не только ингуша или украсть не только ингуша, а кого угодно - от неугодного журналиста до неугодного премьера, если взбредет в голову.


Что касается этих серебряноборских похищений, то господина Хамхоева, во-первых, держали в двух местах. Его привезли в Серебряный Бор, во-вторых, в первом месте, где его держали, ему показывали, насколько я понимаю, трупы уже трех убитых ингушей, говорили, что будет то же самое. Причем, непонятно, откуда родилась версия, что это, мол, месть за Беслан. Сам господин Хамхоев это категорически отрицает, а вроде больше никто и не мог это сказать. Особняк этот принадлежал спецслужбам, а никаким не осетинам. Похоже, что и Хамхоев и другие похищенные имели отношение к полковнику ФСБ Алихану Калиматову. Это ингуш, который расследовал похищения ингушей. Он был убит около года назад. Когда он был убит, откровенно говоря, мне многие говорили, что, мол, вот его убили спецслужбы, я в это абсолютно не верила, потому что полковник ФСБ - легитимная жертва для боевиков. Знаете, не надо строить теории заговора. Но теперь появляется все больше свидетельств того, что его действительно могли убить спецслужбы, потому что Калиматов был хоть и полковник ФСБ, но, вместе с тем, и ингуш. Он хотел создать нечто вроде своего собственного боевого отряда, который выполнял бы ту же роль, что и кадыровские отряды, то есть человек хотел быть таким местным Кадыровым - и против похищения людей бороться, и сам быть на стороне России. По-видимому, все похищенные, которые были украдены и убиты в Москве, имели отношение к этому будущему, еще совершенно не созданному отряду.



XS
SM
MD
LG