Ссылки для упрощенного доступа

Кто стоит за покушением на бывшего главу Комитета Национальной Безопасности Казахстана Альнура Мусаева


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода казахстанский журналист Мерхат Шапиржан .



Андрей Шарый: Прокуратура Австрии сообщила, что за покушением или попыткой похищения бывшего главы Комитета Национальной безопасности Казахстана Альнура Мусаева, живущего в политической эмиграции в Вене, могли стоять специальные службы иностранных государств. Мусаев – близкий сотрудник бывшего зятя президента Нурсултана Назарбаева Рахата Алиева. После ссоры с высокопоставленным тестем Алиев бежал из-под следствия, и периодически обнародует теперь сведения о коррупции, организации заказных убийств и других преступлениях, якобы совершаемых руководством Казахстана. Об обстоятельствах покушения на Альнура Мусаева и политической борьбе в Казахстане я беседовал с обозревателем Радио Свобода-Радио Свободная Европа, казахстанским журналистом Мерхатом Шапиржаном.


Мерхат Шарипжан: По крайней мере, одна попытка имела место – это попытка похищения Альнура Мусаева в центре Вены. Нападение было совершено четырьмя неизвестными мужчинами, у которых были пистолеты в руках. Альнур Мусаев – бывший председатель Комитета национальной безопасности, много лет возглавлявший это ведомство, сегодня являющийся соратником бывшего зятя президента Назарбаева Рахата Алиева – тоже находится в Вене как в политической изоляции или представлено ему убежище там. Было совершено нападение на него и на его переводчицу, которая является гражданкой Австрии – Лидия Айтмаер. Все это совпало с тем, что на этой недели Рахат Алиев давал интервью, где как бы какие-то новые моменты в политических интригах Акурды (так называют сегодня ставку президента Назарбаева).



Андрей Шарый: А с самим Алиевым что-то случилось или нет?



Мерхат Шарипжан: Если верить представителю австрийской прокуратуры, никаких инцидентов с участием Рахата Алиева непосредственно не было.



Андрей Шарый: А Алиев сам не делал никаких заявлений о том, что он опасается за свою жизнь?



Мерхат Шарипжан: Он об этом говорил много раз как человек, знающий эту кухню. Когда Альнур Мусаев руководил Комитетом национальной безопасности, официально Рахат Алиев был его замом. Об опасениях за свою жизнь он во многих своих интервью говорил.



Андрей Шарый: Судя по всему, только одна версия того, что случилось с Мусаевым. Речь идет о попытке похищения его со стороны казахстанских или, может быть, российских спецслужб по просьбе Казахстана, верно?



Мерхат Шарипжан: Мы можем только догадываться. Если человека такого калибра, против которого возбуждены уголовные дела, который находится в одной связке с Рахатом Алиевым… Рахата Алиева, бывшего зятя Назарбаева, осудили вместе с Альнуром Мусаевым заочно. Приговорили их по одному эпизоду к 20 годам, по второму – еще к 20 годам. Сделать вывод, если такое имело место, то, скорее всего, это секретные спецслужбы Казахстана или какие-то другие спецслужбы, которые действуют по просьбе спецслужб Казахстана.



Андрей Шарый: Алиев собирался опубликовать громкую книгу с разоблачениями в адрес своего бывшего тестя. Она вышла?



Мерхат Шарипжан: Вышли какие-то главы, но вышла как бы антикнига, «Антикрестный тесть» (так он хотел назвать свою книгу). Потом в некоторых его блогах появилась как бы его версия, но не вся книга была опубликована. Мне кажется все-таки, что Рахат Алиев выдает эти главы порционно, все еще торгуясь с Назарбаевым. Основным моментом здесь, конечно, является тот факт, что до сих пор родственники Алиева, включая его отца, мать и близких, они находятся в заложниках. Отцу Рахата Алиева было запрещено выехать за пределы Казахстана. Он хотел выехать для того, чтобы лечить сердце. В прошлом году, его отца сняли прямо с борта самолета. Идет торг.


Я уверен, Рахат Алиев хорошо знает все интриги, знает все моменты, относящие к репрессиям, можно даже так сказать, политических оппонентов Назарбаева. В ноябре 2005 года, в феврале 2006 года были практически устранены лидеры оппозиции, которые открыто выступали против Назарбаева. Это Алтынбек Сарсенбаев , бывший посол Казахстана в России, бывший министр печати Казахстана, и Заманбек Нуркадилов, который был мэром города Алма-Аты. Бывшие соратники и очень близкие люди Назарбаева открыто выступили против него… И, можно сказать, были убиты, потому что, когда нашли Нуркадилова, там были два выстрела в сердце и контрольный выстрел в голову. Официальная версия была, что это самоубийство.



Андрей Шарый: Алиев сейчас представляет реальную политическую опасность для Назарбаева, или речь идет просто о том, что он не хочет этого шума по понятным причинам, что это личные какие-то, видимо, отношения, которые связывают их, неприязненность?



Мерхат Шарипжан: Рахат Алиев, конечно, как политик, я не думаю, что имеет большую популярность в Казахстане, как среди политического бомонда, так и среди простых обывателей. Потому что все знают, с чем это имя было связано многие годы. Я так думаю. Рахат Алиев знает очень многие секреты и не только финансовые. Известна эта история с утечкой подслушанных телефонных разговоров с участием высокопоставленных лиц, включая Назарбаева непосредственно. Причем, разговоры эти имели место по телефону уже после побега Рахата Алиева в Австрию, то есть там есть какие-то группировки, скорее всего, в Казахстане до сих пор, которые поддерживают Рахата Алиева. Но это не политические туры, не политические какие-то игроки. Я думаю, что это, скорее всего, работники спецслужб.



Андрей Шарый: Вы сказали о том, что на этой недели Алиев дал интервью с новыми разоблачениями. Там есть что-то принципиально новое?



Мерхат Шарипжан: Принципиально новый тезис – это то, что многие лидеры оппозиции сегодняшние, которые еще действуют, работали и работают очень долго на Комитет национальной безопасности, что они на самом деле не оппозиционеры, а карманные игроки, которые подчиняются Назарбаеву и указам сверху. Он говорил голословно, но намекнул, что у него есть огромное количество доказательств. Не верить ему полностью трудно, потому что он практически возглавлял Комитет национальной безопасности и очень много знает, хотя, конечно, и полностью верить в том, что он сказал, тоже зачастую трудно.


XS
SM
MD
LG