Ссылки для упрощенного доступа

"Урановые хвосты" более 10 лет ежемесячно поступают в морской порт Петербурга из Европы


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Сергей Тарасов: Более 10 лет отходы производства топлива для атомных электростанций так называемые «урановые хвосты» переправляют из Европы на Урал и в Сибирь. Насколько это безопасно и с какими проблемами сталкиваются жители петербургского района «Автово», расследовала наш коллега Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: По информации экологической правозащитной организации «Беллона», отходы производства топлива для атомных электростанций - отвальный гексафторид урана, или «урановые хвосты» - более 10 лет ежемесячно поступают в морской порт Петербурга из Европы. Потом его перевозят по железной дороге на Урал и в Сибирь, причем поезда часами и даже сутками дожидаются смены локомотива на железнодорожном участке «Автово» в черте города. В апреле этого года экологи замеряли радиационный фон возле поезда, зафиксировав превышение нормы в 34 раза. Местные жители весьма обеспокоены соседством со смертельно опасным веществом. Говорит жительница «Автово» Анастасия Гавриэлова.



Анастасия Гавриэлова: Полное отсутствие информации по этому вопросу порождает не только страхи и не только слухи, но и какую-то безысходность, наверное.



Татьяна Вольтская: Отсутствие информации и доверия к властям могут принести очень большой вред, - говорит доцент Педиатрической академии Татьяна Лобода.



Татьяна Лобода: Совершенно отсутствует ясное представление о том, что у нас творится с этим ввозом, кто его контролирует, зачем он вообще происходит и почему наше население, в первую очередь меня, конечно, волнуют дети, должно рисковать своей жизнью, причем на обозримый вариант поколений, потому что если авария произойдет, представьте себе, как оно будет себя вести в этот момент. Почему люди должны рисковать, почему все закрыто? Ни один человек не обладает полной информацией о том, что творится. А почему мы должны это допускать?



Татьяна Вольтская: Нужно не только информировать граждан, но и устранить ведомственный контроль за опасным объектом, - считает лидер петербургского «Объединенного гражданского фронта» Ольга Курносова.



Ольга Курносова: Единственная возможность вообще увеличивать безопасность объектов – это независимый контроль. То, что мы видим сегодня, те съемки, которые производятся сегодня, - говорится о том, что охрана не осуществляется, независимого контроля нет, ничего нет. Второй основной вывод тех крупных аварий: особо серьезные последствия происходят тогда, когда население не информировано.



Татьяна Вольтская: А вот ответственный секретарь северо-западного отделения Ядерного общества России Олег Муратов уверен, что волнения напрасны.



Олег Муратов: Проблема радиационной безопасности, она как-то излишне политизирована. Гораздо более опасные есть, химические грузы, перевозка нефтепродуктов, когда было огромное количество аварий. Ни одной серьезной аварии при транспортировки радиоактивных веществ не было. про гексафторид урана говорится, что действительно это не отходы, это действительно как сырье используется. А самое главное, что Россия обладает именно технологиями, которые превосходят технологии западные.



Татьяна Вольтская: Но, по сведениям экологов, перерабатывается меньше 10 процентов «урановых хвостов». Как бы то ни было, нежелание граждан жить рядом со смертоносными вагонами имеет право на уважение. Экологи требуют от Ростехнадзора предоставить информацию, на основании каких документов были разрешены транспортировки отвального гексафторида урана через город, установить мораторий на любые новые контракты на ввоз урановых хвостов из-за рубежа, призывают Законодательное собрание включить представителей общественных экологических организаций в комиссию по разработке петербургского закона «О радиационной безопасности».


XS
SM
MD
LG