Ссылки для упрощенного доступа

Белорусская оппозиция заявляет о массовой фальсификации голосов в ходе выборов


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Карней.



Андрей Шарый: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе считает, что парламентские выборы в Белоруссии не отвечают международным нормам, несмотря на некоторое улучшение в избирательном процессе. В заявлении миссии наблюдателей ОБСЕ сказано, что голосование на воскресных выборах в целом проведено хорошо, но при этом зафиксированы весьма серьезные нарушения. Так, более чем на трети избирательных участков международных наблюдателей не допустили на подсчет голосов, а в ряде случаев были выявлены факты фальсификации итогов голосования. Однако, судя по всему (и в этом сходится большинство наблюдателей), результаты выборов в белорусский парламент не будут опротестованы. Они прошли в один тур, это первая кампания по выборам депутатов палаты представителей, в котором ни в одном округе не будет повторного голосования, подтвердила сегодня председатель Центральной избирательной комиссии Белоруссии Лидия Ермошина. К примеру, во время парламентской кампании 2000 года второй тур выборов проходил в 20 округах. Никакой радости такая статистика не доставляет оппозиционным политикам. В нынешней палате парламента не нашлось места ни одному из них.



Игорь Карней: Новый состав парламента, по наблюдениям экспертов, донельзя забюрократизирован. Практически через одного - руководители или представители райисполкомов. 29 депутатов прошлого созыва сохранили свои мандаты, почти треть парламентариев составляют женщины - 33 из 110 мест. Кстати, постоянно повышающаяся женская квота в Палате представителей - настойчивое пожелание президента Александра Лукашенко.


В итоге вклиниться между «вертикальщиками» и «президентскими женщинами» оппозиции так и не удалось. Причину косвенно пояснила п редседатель Центризбиркома Белоруссии Лидия Ермошина.



Лидия Ермошина: Вообще-то оппозиционность накануне выборов в Республике Беларусь стала немодной. Некоторые кандидаты выходили из партий, дабы в избирательных бюллетенях не стояла ссылка на партийность кандидата. Поэтому говорить о том, что под этими знаменами они шли гордо в парламент, не приходиться.



Игорь Карней: Один из лидеров гшражданской кампании "Европейская Беларусь" Дмитрий Бондаренко - последовательный сторонник бойкота любых выборов в специфических белорусских условиях.



Дмитрий Бондаренко: Безусловно, были дискуссии среди оппозиции, какой стратегии придерживаться. Нам кажется все-таки, что предложенный нами вариант в виде бойкота фальшивых выборов был бы более правильным. Изначально было ясно, что Лукашенко не пойдет ни на какие уступки. Даже если бы он пропустил пару человек в так называемый парламент, это ничего реально не изменило бы. До момента не включения демократичеких представителей в участковые комисии, когда из 1,5 тысяч предложенных кандидатур было утверждено только 47 Центризбиркомом в члены избирательных комиссий (а всего, напомню, было почти 70 тысяч, которые имели право считать голоса на местах), вот после этого момента партиям надо было снимать всех кандидатов. И это было бы демонстрацией силы. Среди 263 кандидатов, участвовавших официально в выборах, более 40 процетов были представители демократических партий и независимые демократические кандидаты. Была возможность продемонстрировать силу.



Игорь Карней: Сегодня с такой постановкой вопроса согласны и многие вчерашние кандидаты в депутаты. Игорь Рынкевич, баллотировавшийся от Белорусской социал-демократической партии, считает, что своим участием в выборах оппозиция мотивировала людей прийти на голосование. По его мнению, если бы демократических кандидатов не было в избирательных списках, то явка по Минску, очевидно, могла бы быть менее 50 процентов: при хорошей первоначальной работе идея бойкота могла бы на самом деле сработать.


Главный вопрос, который после оглашения результатов выборов волновал и оппозицию, и белорусское руководство - признает ли парламентские выборы Запад? Накануне Александр Лукашенко сказал, что в условиях, когда западным экспертам были предоставлены «беспрецедентно прозрачные» условия для наблюдения за избирательным процессом, «не признать выборы просто невозможно». По заявлению лидеров белорусской оппозиции, в большинстве избирательных округов подсчета голосов не было вообще.


Сегодня представители миссии ОБСЕ оценили белорусский стандарт выборов. Несмотря на «некоторые подвижки», выборы в Белоруссии не соответствовали стандартам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Об этом на пресс-конференции 29 сентября заявила вице-председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ, глава миссии наблюдателей ОБСЕ на выборах в Белоруссии Анн-Мари Лизен. По ее словам, перед выборами белорусские власти дали ряд четких сигналов о своем интересе усовершенствовать избирательное законодательство. Однако, несмотря на некоторые подвижки, «выборы не соответствовали стандартам ОБСЕ».


В свою очередь, глава миссии Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ Герт-Хинрик Аренс заявил, что «разочарован избирательной кампанией в Белоруссии». "Было сделано несколько заявлений представителей власти о готовности сотрудничать с нами. Однако мы не смогли увидеть улучшения проблемы прозрачности избирательной кампании", - подчеркнул он.



Андрей Шарый: Белорусская оппозиция, чего и следовало ожидать, отказывается признать законными результаты выборов, упрекая власть в массовой фальсификации в ходе голосования в процессе подсчета голосов. Об этом в частности заявил один из самых непримиримых противников белорусского президента Александра Лукашенко бывший политзаключенный Александр Козулин. Сам Козулин в выборах не участвовал, но агитировал за свою дочь Ольгу, она баллотировалась по 102-му Сухаревскому избирательному округу Минска от созданной ее отцом белорусской социал-демократической партии "Грамада". Вот что мне рассказала Ольга Козулина.



Ольга Козулина: Вы знаете, они меня впечатлили. То есть я знала, что будут фальсификации, очень жесткие фальсификации, но не думала, что настолько. Как бы одной из причин, по которой я участвовала в выборах и шла до конца - одной из причин, подчеркиваю - было посмотреть, насколько обнаглеет власть, и какой процент она мне поставит. Потому что я абсолютно уверена, что в этом районе я выигрывала, в худшем случае для меня и в лучшем случае для властей там должен был состояться второй тур. Процент 8,6 это просто возмутительно, тут ничего больше по этому поводу нельзя сказать. Кроме того, попадание оппозиция и власть, равняющееся нулю, такое даже не может быть, даже по теории вероятности. То есть это еще раз показывает беспредел, который творился на протяжении трех месяцев, и результаты тоже беспредельны.



Андрей Шарый: Ольга, давайте конкретно поговорим о вашем избирательном участке. Вы понимаете, как фальсифицировались голоса?



Ольга Козулина: Понимаете, в чем дело. У них настолько отлаженная система, лично мы так прямо не видим, то есть, когда стоят наблюдатели, они не могут видеть, как они подделываются и как вбрасываются бюллетени. Например, наши наблюдатели рассказывают, что во время подсчета голосов они на столе видели три пачки за меня, три стопки бюллетеней за меня. Те, кто подсчитывают бюллетени, они раскладывают по пачкам. Потом ни с того, ни с сего начинается такой шухер возле стола, ни с того, ни с сего пропадают две пачки, остается одна. Как это можно объяснить? Либо сами даже члены комиссии, мы, конечно, не будем называть их имена, просто говорили нам, что сегодня полчаса назад вбросили уже 200 бюллетеней. А досрочное голосование на моем участке составляло 26 процентов. То есть абсолютно понятно, что именно на досрочных голосованиях всегда идет подброс бюллетеней и смена на фальсифицированные.



Андрей Шарый: Будете ли вы как-то пытаться оспорить в судебном порядке итоги выборов или нет?



Ольга Козулина: Мы уже призвали Запад и США, во-первых, не признавать данные выборы. Кроме того, мы уже призвали власти проводить новые выборы, потому что мы их не признали, естественно, мы будем пытаться сделать это юридически.



Андрей Шарый: Дальше как будет вести себя оппозиция после этих выборов?



Ольга Козулина: Это надо спрашивать у оппозиции. Я могу отвечать только за себя. Мы будем бороться, но совершенно очевидно, что внутри сами мы не справимся с ситуацией, мы будем привлекать Запад, Америку. То есть мы будем делать все, чтобы нам помогали наши друзья и наши соседи.


XS
SM
MD
LG