Ссылки для упрощенного доступа

Конгресс США отклонил правительственный план по урегулированию финансового кризиса


Программу ведет Марк Крутов.



Марк Крутов: Конгресс США отклонил законопроект, в котором содержались экстренные меры по нормализации острого финансового кризиса. Несмотря на многочасовые консультации последних дней, по итогам которых, казалось, компромисс был достигнут, против плана министра финансов Генри Полсона и главы федеральной резервной системы Бена Бернанки проголосовали 228 конгрессменов, за - 205. Основной пункт этого плана - выделение 700 миллиардов долларов из американского бюджета для выкупа потерявших ликвидность инвестиционных облигаций коммерческих банков.


Решения американского Конгресса с нетерпением ждали на всех мировых биржах. Как только стало известно, что план отклонен, котировки акций в США рухнули. Сегодня же этого ожидают на европейских биржах и в России. Почему мировой рынок с таким нетерпением ждал новостей из Вашингтона, я спрошу у эксперта, который согласился принять участие в нашей программе, это научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.


Доброе утро, Михаил Геннадьевич.



Михаил Делягин: Доброе утро.



Марк Крутов: Как вообще доступным простому человеку языком можно описать план по спасению американской финансовой системы, который был отвергнут Конгрессом? В чем его суть?



Михаил Делягин: Очень просто. У них их инвестиционные банки заигрались в спекуляцию и оказались без денег. И государство решило, что нельзя допустить их массового банкротства, нельзя допустить их обрушения и нужно взять на себя часть их долгов, нужно дать им денег, чтобы они выжили. Потому что, если они рухнут, то, хотя они и виноваты в этом кризисе, сами вели себя плохо, но если они рухнут, это будут огромные потери для американской экономики и проще поддержать их на плаву, закрыв временно глаза на их прегрешения. Договориться, по-видимому, не удалось, действительно план имел некоторые спорные места, там не был предусмотрен достаточно жесткий финансовый контроль, чем и воспользовались разного рода политиканы.



Марк Крутов: Вот цифра 700 миллиардов долларов, конгрессмены и демократы говорят, что это просто очень много. Это действительно много?



Михаил Делягин: Это безумно много. Это существенно больше российского бюджета, например, годового. Это безумно много даже по американским меркам. Но нужно учитывать глубину их кризиса и нужно учитывать то, что эти деньги не решат проблему, а просто отсрочат проблему, потому что кризис американской экономики очень глубок и он простым выделением денег не решается. Но они, по крайней мере, могли выиграть время до следующей весны. А когда они медлят с решением проблемы, они тем самым увеличивают стоимость вопроса, то есть 700 миллиардов долларов было достаточно, чтобы временно стабилизировать ситуацию месяц назад, а через две недели этого может быть уже мало, уже может понадобиться больше денег. Но для нас это очень плохо, потому что когда возникает финансовый кризис, начинают вынимать заначки со всех рынков и вот то падение рынка, которое у нас было в начале сентября, это было вызвано именно тем, что американцы доставали заначки ото всюду, в том числе и у нас. А у нас они дольше всех заначки не вынимали, потому что у нас нефтегазовая экономика, подушка безопасности и все остальное.



Марк Крутов: То есть именно по этой причине сейчас за новостями из Вашингтона так следили во всем мире.



Михаил Делягин: Да. Потому что американцы сейчас будут свои деньги вытаскивать ото всюду еще сильнее, чем они это делали раньше. У нас не так уж много этих денег осталось, но у нас, судя по всему, рынки все чувствовали еще вчера, потому что вчера они опять упали очень здорово. И падение фондового рынка - это проблема не только для спекулянтов... Это не такая большая проблема для нас, как для Америки, но это проблема для бизнеса, потому что сокращаются возможности для получения денег, для оборотного капитала, для перекредитовки, усиливаются финансовые проблемы, это еще не ударило, но через некоторое время ударит и по людям. Не очень сильно, не так, как в 98-м году, конечно, но неприятности у людей будут, придется искать худшую работу, соглашаться на худшую работу, с одной стороны, а с другой стороны, подскочат цены.



Марк Крутов: Полторы недели назад, во время предыдущего резкого падения российского рынка акций, российское государство, российские власти тоже были вынуждены вмешаться и вмешаться путем вливания средств каких-то.



Михаил Делягин: Российское государство и вчера вмешалось, российское государство облегчило условия кредитования банков центральным банком, облегчило условия финансовой поддержки наших банков. В общем, наши делают все относительно нормально. Конечно, можно всегда говорить, что неэффективные способы и слишком дорого все это обходится, да, но в целом пока проблема решается. Нужно понимать, что это не наш кризис и нас просто нахлестывает эта волна, мы можем ей противостоять, но мы не можем от нее избавиться, мы не можем от нее спастись. Плюс ситуацию усугубляет наша собственная неэффективность, монополизм, неразвитость инфраструктуры и так далее, и так далее.



Марк Крутов: Возможна диверсификация экономики, ведь еще один важный момент - это цены на нефть и сразу после решения Конгресса они снова упали.



Михаил Делягин: Конечно, потому что, если бы мы деньги, которые сейчас закопаны в наших стратегических конкурентах, США и Европы, если бы эти деньги пять лет назад начали направлять на модернизацию экономики, мы бы сейчас вообще не заметили, что у кого-то какие-то проблемы в мире. Мы сейчас смотрели бы на это с искренним непонимание и говорили, "ребята, что же вы так..." и смотрели на это совершенно со стороны. Это не было бы нашей проблемой, если бы мы начали модернизацию экономики. Но даже сейчас никаких попыток, реальных попыток модернизации экономики, к сожалению, не делается.



Марк Крутов: Михаил, как вы считаете, есть ли у американских властей хотя бы в теории какой-то кардинально другой шаг в запасе, который может пройти через парламент в непростых условиях?



Михаил Делягин: У них нет выхода. У них нет другого выхода. Они могут менять условия этого пакета, приспосабливать к эмоциям конгрессменов и сенаторов, но ситуация такова, что, скажем, 350 миллиардов долларов им не хватит, это совершенно четко. Когда говорилось о траншах, о том, что сначала 250 миллиардов, а потом, может быть, все остальное, это была насмешка над финансовым рынком. Я понимаю, что 700 миллиардов долларов это безумная, это заоблачная цифра, это больше российского бюджета. Но они довели свою экономику спекуляциями до очень тяжелого состояния, им сейчас нужно думать не о выздоровлении экономики, а о том, чтобы протянуть до следующей весны, когда новая администрация начнет разбираться в другой политической реальности. Потому что сейчас у них, судя по всему, просто паралич принятия решений. И Бушу нужно продолбить этот паралич, договориться на любых условиях, любой ценой, массированным подкупом бизнесменов, неважно, как там вопрос стоит, о существовании экономики. То есть то, что у нас было в четверг, 18 сентября ночью, вот у них может возникнуть, условно, через две недели, если они будут медлить.



Марк Крутов: Спасибо, Михаил Геннадьевич.


XS
SM
MD
LG