Ссылки для упрощенного доступа

Футбол: уроки бундеслиги


Мюнхенскую "Баварию" отличают смелые кадровые и экономические эксперименты
Мюнхенскую "Баварию" отличают смелые кадровые и экономические эксперименты
Для того, чтобы на равных конкурировать с футбольной Европой, необходимо использовать опыт предшественников. В этом отношении весьма показателен и красноречив пример немецкой бундеслиги, которая в сезоне 2008-2009 вышла на второе место по уровню годового дохода (1,42 млрд. евро) после английской лиги. При этом в Германии не играют мегазвезды, коих немало в занявших третье и четвертое места итальянской серии А и испанской Примере. Бундеслига не всегда была стабильным проектом, пережила многие кризисы, то есть уже прошла той дорогой, которая России только предстоит.


Бундеслига образовалась в 1963-м году. Команды зарабатывали только на продаже билетов на стадион вплоть до 1973 года, когда появился первый спонсор: производитель алкоголя Jagermaister разместил свою рекламу на футболках брауншвейгского «Айнтрахта». В те же сроки «Бавария» получила в свое распоряжение мюнхенский олимпийский стадион, что резко увеличило ее коммерческие возможности. В Германии начали появляться первые VIP-ложи и щитовая реклама.


Лишь в 1988 году частный канал RTL впервые выкупил права на трансляции матчей бундеслиги. В течение ряда лет суммарная выручка клубов от телевидения составляла 355 миллионов евро, и вроде бы ничто не предвещало беды, но в 2002-м неожиданно обанкротилась медакомпания Лео Кирха, и в немецком футболе наступил кризис. Это заставило клубы теснее сплотиться. Телевизионные права с этого момента продаются общим пулом, а не по принципу «каждый сам за себя».


Кроме того, многим клубам пришлось срочно пересматривать принципы своей кадровой политики и пойти на совершенствование системы оплаты труда игроков. Произошел переход к более гибкой системе бонусов. Главный ее принцип заключается в том, что премии выплачиваются только тому, кто действительно добивается успеха на поле. Не все оказались готовы отказаться от гарантированной выплаты премий за победы, но все равно средний годовой доход футболиста бундеслиги отныне складывается на 50 % из зарплаты и на 50 % из бонусов в зависимости от достигнутого результата.


Например, хорватский нападающий Иван Класнич после окончания сезона 2003/2004 подписал с «Вердером» соглашение на 500 тысяч евро в год, плюс 8 тысяч евро за каждое добытое командой очко. «Вердер» тогда набрал 52 очка, соответственно, Класничу досталось дополнительно 416 тысяч евро.


Размеры премиальных в клубах варьируются. Любопытное новшество применила «Бавария». Здесь команде предоставлена возможность выбрать одну игру в сезоне, за победу в которой игроки хотели бы получить двойное вознаграждение. В той же «Баварии» в трудные времена не постеснялись пойти на непопулярные меры. Молодым перспективным Оуэну Харгривзу и Роке Санта Крусу оклады были немного повышены, а ветеранам Йенсу Йеремису и Биксенту Лизаразю, наоборот, урезаны на 30 %.


Не обходилось и без футбольного альтруизма. Игроки «Кайзерслаутерна» в критический для команды момент в 2003-м отказались от причитающихся им полутора миллионов евро. Дитер Хенесс в бытность главным тренером «Герты» в сезоне 2002/2003 предложил заморозить четвертую часть зарплаты каждого игрока. Футболисты своего наставника не поддержали, а в качестве альтернативы предложили выделить средства для организации болельщицких выездов на 8 календарных матчей второго круга. На эти цели игроки собрали 300 тысяч евро.


Но это частности, а в целом выстоять бундеслиге помогла вовремя выработанная система контрмер, связанных с уменьшением расходной части бюджетов за счет уменьшения зарплатной ведомости.




XS
SM
MD
LG