Ссылки для упрощенного доступа

Грузия: наблюдателей ЕС держат на пороге буферной зоны


Росийские военные помогают покинуть Южную Осетию последним грузинам
Росийские военные помогают покинуть Южную Осетию последним грузинам

Верховный комиссар Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана прибыл в Грузию, где с 1 октября начинают работать около 300 наблюдателей ЕС по обеспечению режима прекращения огня в соответствии с соглашением Саркози–Медведева.


Наблюдатели из стран – членов Европейского Союза разместятся в так называемых буферных зонах вокруг Абхазии и Южной Осетии, установленных Россией для обеспечения безопасности признанных ею республик. В этих зонах до сих пор находятся российские войска. Согласно договоренностям Саркози–Медведева, не менее 200 наблюдателей из Европейского Союза должны войти в зоны безопасности не позднее 1 октября. В этом случае российские войска покинут занятые позиции не позднее 10 октября.


Между тем, как сообщает Reuters, российские военнослужащие на время перекрыли доступ наблюдателям из Евросоюза в буферную зону безопасности у границ Южной Осетии. «Начиная с завтрашнего дня представители Евросоюза продолжат наблюдательную миссию только до южной границы зоны безопасности», – заявил начальник временного пресс-центра российских миротворческих сил в Южной Осетии подполковник Виталий Манушко. По его словам, российские военные и представители Евросоюза еще не согласовали процесс передачи полномочий международным наблюдателям.


Однако наибольшие разногласия вызывает вопрос о том, получат ли возможность наблюдатели ЕС работать на территории Абхазии и Южной Осетии. Москва, Сухуми и Цхинвали выступают категорически против. Однако официальный Тбилиси аппелирует документу, подписанному президентом Франции в котором говорится, что Европейский союз будет добиваться допуска наблюдателей и на территорию бывших грузинских автономий.


Предполагалось, что в Грузию приедут еще и наблюдатели ОБСЕ. Однако бурные дискуссии в Вене завершились безрезультатно - наибольшие разногласия вызывал вопрос о том, получат ли возможность наблюдатели работать на территории Абхазии и Южной Осетии.


Москва, Сухуми и Цхинвали выступают категорически против присутствия наблюдателей на этих территориях. Официальный Тбилиси апеллирует к документу, подписанному президентом Франции, в котором говорится, что Европейский союз будет добиваться допуска наблюдателей и на территорию бывших грузинских автономий.


В конечном итоге Россия воспользовалось своим статусом в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, постоянный совет ОБСЕ не смог принять соответствующую резолюцию, однако Европейский союз решил увеличить число своих наблюдателей до 300 человек.


Как сообщили Радио Свобода в грузинском МИДе, на территории страны будут несколько опорных пунктов где разместятся европейские наблюдатели, в первую очередь в непосредственной близости от проблемных регионов – в Гори, недалеко от Южной Осетии, и в Зугдиди – у самой границы с Абхазией. Кроме того, офисы наблюдателей разместятся в Тбилиси и черноморском порту Поти.


Поти не входит в зону безопасности грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, однако этот портовый город подвергся интенсивной бомбардировке, и до середины сентября там дислоцировался российский военный контингент. Россияне объясняли свои действия тем, что в Поти находится база военно-морских сил Грузии, кроме того, именно к Поти подошли американские военные корабли, доставившие гуманитарную помощь.


Наблюдатели ЕС будут следить за выполнением соглашения по прекращению огня, прежде всего за тем, чтобы российские войска не пересекали границу признанных республик, но чтобы и грузинские части не приближались к этим территориям.


Тбилисский военный эксперт Торнике Шарашенидзе заявил в интервью РС, что Грузия рассматривает присутствие наблюдателей ЕС как «политические гарантии от новой российской агрессии». Что касается присутствия наблюдателей собственно в Абхазии и Южной Осетии, то, по мнению г-на Шарашенидзе, Россия согласится видеть иностранцев на этих территориях только в качестве полноценных дипломатических миссий государств, признавших независимость этих республик.


Тбилиси, по словам Торнике Шарашенидзе, надеется, что вслед за выводом российских частей из буферных зон в эти районы сможет войти и грузинская полиция. Этот вопрос в грузинской столице считают очень важным: в этом случае в грузинские села, опустевшие в ходе боевых действий и сопутствующих им грабежей и насилия, смогут вернутся тысячи грузинских беженцев. О возвращении грузин, живших в самой Южной Осетии, идут лишь теоретические дискуссии.


XS
SM
MD
LG