Ссылки для упрощенного доступа

Данные чешской контрразведки: чем занимается в их стране российская агентура


Ирина Лагунина: Служба безопасности и информации Чехии – так именуется чешская контрразведка – заявила в отчете парламенту, что в стране усилилась активность российских спецслужб. В частности, активные мероприятия российской разведки и действия агентуры направлены, как полагает чешский контрразведывательный орган, на разжигание антиамериканских настроений и недовольства населения намеченным созданием в Чехии американской радарной установки как компонента системы американской противоракетной обороны. Ефим Фиштейн выяснял, на чем основана эта информация.



Ефим Фиштейн: Политики из оппозиционного лагеря упрекнули чешскую контрразведку в том, что она выполняет политическое задание правительства. 17 октября в стране состоятся выборы в региональные органы власти и частично в Сенат, не исключено, что атмосфера повышенной напряженности может сыграть на руку правящей коалиции, занимающей проамериканскую позицию. Не секрет, что общественное движение, которое под лозунгом «Скажем нет базам» ведет агитацию против размещения американского радара на чешской территории, состоит главным образом из сторонников коммунистической и социал-демократической партий и многими давно подозревалось в том, что его финансированием занимаются фирмы и лица, так или иначе связанные с Россией. Но подозрения - это одно, а заявление официальной службы безопасности – нечто совсем другое. Итак, на чем же основано такое заявление и вообще – о чем в нем идет речь. На этот вопрос мне ответил пресс-секретарь Службы безопасности Чехии Ян Шубрт.



Ян Шубрт: Смысл заявления нашей контрразведки можно выразить в одном предложении: в прошлом году российский шпионаж в нашей стране проводился в исключительно большом масштабе и с повышенной интенсивностью, Особое место в нем занимали так называемые «активные мероприятия», направленные на разжигание общественного недовольства запланированным сооружением американской радарной установки. Эта деятельность была сосредоточена на лицах и институтах, имеющих влияние на общественное мнение. Русская разведка проводила внедрение агентов в различные общественные группировки, организации и движения, устанавливала контакты с целью оказания влияния на некоторых политиков, причем совсем не обязательно целью разработки были политики общенационального уровня. Своих людей они пытались инфильтрировать и в СМИ или иным образом склонить журналистов к пропаганде своей точки зрения. По данным нашей контрразведки, мы имеет дело с частными проявлениями долгосрочной и всеобъемлющей кампании, направленной на ослабление единства Европейского Союза, на расшатывание НАТО, на изолирование Соединенных Штатов и восстановление утраченной сферы российского влияния в Европе. Российские шпионы гораздо активней, чем раньше, проникали в хозяйственную и научную сферу. Шпионажем в этих областях занимались как бывшие, так и нынешние разведчики, пользующиеся дипломатическим прикрытием, занятые в государственных и частных коммерческих структурах или в торговых палатах. Экономический шпионаж угрожает отнюдь не только потерей рынков или снижением конкурентоспособности наших предприятий и изделий. От влияния в энергетике, в промышленности, торговле и предпринимательской сфере рукой подать до оказания политического нажима и шантажа. Следует особо подчеркнуть, что описанная ситуация не является принципиально новой. Общая направленность такой деятельности уже констатировалась в наших годовых докладах за 2004, 2005 и 2006 годы. Так, например, в докладе за 2004 год уже указывалось на то, что доля разведчиков среди российских профессиональных дипломатов, аккредитованных в Чехии, гораздо выше, чем в других странах, что российские офицеры разведки заводят «полезные связи» среди чиновников государственного аппарата и самоуправления – в частности, на министерствах, в армейских органах и в городских и краевых представительствах. В докладе за 2005 год указывалось на то, что дипломатическое представительство России в Чехии имеет подозрительно раздутые штаты: на 60 дипломатов приходится 93 сотрудника административного аппарата и технического персонала. Доля разведчиков среди них в 2005 году сохранялась на том же уровне, что и годом раньше, и составляла от 40 до 50 процентов. То же самое констатируется и в докладе за 2006 год – доля шпионов среди дипломатов и административно-технического персонала остается несоразмерно высокой.



Ефим Фиштейн: Но можно ли на основании умозаключений аналитиков делать такие далеко идущие выводы и вызывать панику среди чешской общественности – спросил я пресс-секретаря Службы безопасности Чехии Яна Шубрта. На вопрос о том, есть ли в докладе результаты слежки за агентами, распечатки прослушки и другие факты, он ответил:



Ян Шубрт: Речь отнюдь не идет о заключениях аналитиков. Таковы данные наших офицеров контрразведки, которые работают на местах. Следует уточнить, что та часть доклада, которая содержит весьма конкретные доказательства в виде фотографий, съемок и записей, находится в режиме строгой секретности и адресован только некоторым органам власти в нашей стране: правительству и президенту. С этой частью доклада они имели возможность ознакомиться еще летом. Обнародование открытой части доклада – это наш жест в сторону общественности, ибо наша служба содержится на деньги налогоплательщиков и у них есть право знать, как их средства расходуются. Мы и сами заинтересованы в том, чтобы наши люди знали, чем мы занимаемся.



Ефим Фиштейн: Можно услышать и голоса, утверждающие, что время публикации доклада выбрано не случайно, что это – часть предвыборной тактики правительственных партий, которые тем самым хотят повлиять на настроения избирателей. Что вы можете ответить на подобные обвинения? Ян Шубрт.



Ян Шубрт: Подобные инсинуации я решительно и однозначно опровергаю. Годовой доклад не был приурочен к каким-либо событиям. Все наши годовые доклады публикуются ранней осенью – обычно в сентябре- октябре, гораздо реже в июне-июле. Подобные предположения и высказываемые подозрения мы воспринимаем как чудовищную ложь и клевету. Для службы безопасности всякое участие в политических играх, любая зависимость от политиков и готовность выполнять их поручения, даже выслушивать рекомендации – это прямой путь в ад.


Мы в своей деятельности находимся принципиально вне политики.



Ефим Фиштейн: Некоторые российские средства массовой информации восприняли ваш вывод об усилении разведдеятельности России на территории Чехии как сигнал к охоте за ведьмами, как приступ шпиономании. Не приведет ли действительно ваш вывод к усилению подозрительности по отношению к любому, кто по каким-либо причинам выступает против строительства радарной установки в Чехии? Ян Шубрт.



Ян Шубрт: Мы уверены, что это совершенно необоснованное опасение. Мы ведь прекрасно сознаем, что лица и институты, которые находятся в процессе разработки, обычно не имеют ни малейшего понятия о том, что стоит за таким повышенным интересом к ним. Во всяком случае они и не подозревают, что за этим стоит разведывательная служба, которая пытается оказать на них определенное влияние, направить их убеждения в нужное русло. Речь идет не о том, чтобы лишить людей их законного права на собственное мнение, в том числе и на несогласие с созданием радарной базы на чешской территории – речь идет о том, чтобы не позволить иностранным спецслужбам, пользуясь этим святым правом, создавать искусственную реальность, разжигать ненавистные чувства в собственных интересах. Кроме того, мы ведь не единственная служба безопасности в Чехии. Другие контрразведывательные службы в своих отчетах приходят к выводам, сходным с нашими. Сегодня обнародован годовой доклад военной контрразведки Чехии. Средства массовой информации, которые имели возможность ознакомиться с открытой частью отчета, уже сообщили, что заключения военной контрразведки полностью совпадают с нашими.



Ефим Фиштейн: Это был пресс-секретарь Службы безопасности Чехии Ян Шубрт. В Чехии многие разделяют подозрение, что подобная активизации разведывательной сети типична не только для этой страны, но и в для Европы в целом.
XS
SM
MD
LG