Ссылки для упрощенного доступа

Как оценивают в Баку и Ереване признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии


Ирина Лагунина: Во вторник Абхазия пышно отметила день независимости. На военном параде присутствовали российские казачьи части, обещавшие защитить абхазское население от НАТО. Официальные представители самопровозглашенной республики особо подчеркивали, что на празднике было много гостей из России, Приднестровья, Южной Осетии и Карабаха. Вообще, признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не могло не затронуть интересы соседних Армении и Азербайджана. Несмотря на сдержанные заявления руководителей этих государств, многие армянские и азербайджанские эксперты высказывают мнение, что российская инициатива по признанию Абхазии и Южной Осетии может существенно осложнить ситуацию в регионе и, в первую очередь, породить немало проблем для самой Москвы. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов: Поскольку Азербайджан и Армения довольно часто во внешнеполитических вопросах демонстрируют различные подходы, можно было предположить, что и в отношении признания Россией двух самопровозглашённых республик мнения Баку и Еревана могут не совпасть. Однако, на этот раз две южнокавказские страны фактически оказались солидарны, не поддержав Москву в процессе признания Абхазии и Южной Осетии. В Баку сослались на фактор самопровозглашённого Нагорного Карабаха, в Ереване – на коммуникационную зависимость от Грузии. Армянские власти лишь позволили себе подписаться под общим заявлением членов ОДКБ, в котором осуждается «агрессивное поведение Грузии». Руководитель ереванского Центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян сдержанную позицию властей считает правильной.



Степан Григорян: Армянские власти достаточно сдержанно и осторожно отнеслись вообще ко всему периоду событий августовских. А в отношении признания независимости Абхазии и Южной Осетии, вы знаете, наши власти фактически отказались признавать или, скажем так, уклонились от сиюминутного решения этой проблемы. Естественно, по крайней мере, официальные были данные такие, что, во-первых, есть Грузия, через которую у нас связь с миром на 80% идет, поэтому не можем делать таких неосторожных шагов и ухудшать отношения с Грузией, несмотря на наше стратегическое партнерство с Россией. И второе: по Карабаху было сделано заявление МИДом Армении, что карабахский конфликт решается в рамках Минской группы ОБСЕ, где идет трудный, но все-таки процесс идет. Поэтому мы бы не хотели делать такие шаги, которые могли бы привести к разрушению всей этой миротворческой или переговорной конструкции. Но думаю, это было разумное решение властей Армении.



Олег Кусов: Власти Азербайджана публично не осудили действия Москвы в Грузии, но и не скрывают свои партнёрские отношения с Тбилиси. Позиция Баку и Еревана нашла понимание у грузинских политиков. Вот, что, например, на днях заявила журналистам экс-спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе.



Нино Бурджанадзе: То, что ни одно из этих государств не признало независимость ни Абхазии, ни Южной Осетии, неудивительно. Нужно иметь в виду и то, что ни одно из этих государств не оправдывало Россию. Насколько радикально высказывались к событиям, происходящим у нас – это другой вопрос. Но каждое государство вправе выбирать собственный путь выражения свой позиции. Конечно, мы надеемся на наших соседей. Грузии в этом плане повезло, что мы дружим и с Арменией, и с Азербайджаном. Все мы надеемся на то, что наши дружеские отношения будут продолжаться и мы как-то вместе начнем думать о том, чтобы найти механизмы для этого и чтобы болезненные для нас вопросы решались мирным путем на основе международных правовых принципов.



Олег Кусов: Эксперты отмечают, что в сложившейся ситуации власти Азербайджана и Армении придерживались чёткой позиции, несмотря на неоднократные сигналы из Москвы, смысл которых сводился к известной формуле «кто не с нами, тот против нас». Но в Баку, например, полагают, что опасаться давления Москвы уже не следует. Слово президенту Фонда политических исследований государств Каспийского регионаВафе Гулузаде.



Вафа Гулузаде: Уже время прошло. Я думаю, что сейчас в России будет достаточно проблем, чтобы не думать о том, чтобы свалить Азербайджан, Грузию же она не свалила, Азербайджан тем более, Азербайджан больше Грузии. У Азербайджана есть поддержка – это Турция, плюс Соединенные Штаты Америки, у которых в Азербайджане стратегические интересы. Я говорил еще в 99 году и я уверен – Азербайджан никуда не денется. Азербайджан будет членом НАТО и на его территории будут размещены натовские базы. А лезгинский вопрос ничего не даст. Вот, пожалуйста, Россия может толкнуть Армению совместно продолжать оккупацию территории Азербайджана. Но сможет ли она сейчас делать это, под силу ли ей это? И захочет ли Армения на нынешнем этапе участвовать в авантюре совместно с Россией? Армения сейчас смотрит на Запад. Серж Саркисян заявляет, что Армения не может игнорировать Соединенные Штаты Америки. Президент Турции едет в Армению. Все это не так просто.



Олег Кусов: Перед Кремлём не стояла задача склонить Баку и Ереван в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии на свою сторону, полагает российский политолог Александр Караваев.



Александр Караваев: Многовекторность, сложность этой сложившейся ситуации после признания Абхазии и Южной Осетии по-прежнему продолжает эффективно работать. То, как повела себя Армения, главное то, как повел себя Азербайджан, наглядно это демонстрирует. Во-первых, я не думаю, что в Кремле пытались заставить и Баку, и Ереван сказать свое веское слово в пользу о признании этих территорий. Стремление настолько наивное. Они прекрасно знают, что две страны находятся в состоянии похожего конфликта. Следующий момент связан с тем, что и в Ереване и Баку прекрасно представляют, что делать резких движений, выходя, скажем так, из состояния гибкой разновекторности достаточно глупо. Зачем делать какие-то резкие антироссийские заявления, если на самом деле они видят, что режим Михаила Саакашвили допустил катастрофические, скажем прямо, для себя ошибки. Поэтому естественно, что они не встав на сторону России, они никоим образом не встали на сторону Грузии. А вышли из этого сложного для себя положения тем, что просто высказались за план Медведева-Саркози, в котором прописана модель урегулирования в том ее виде, которая выгодна на самом деле России.



Олег Кусов: Политолог Вафа Гулузаде полагает, что Россия, признав Абхазию и Южную Осетию, совершала ошибку.



Вафа Гулузаде: Россия поступила весьма неразумно. Потому что признание Осетии и Абхазии практически ничего не дало. Ведь и Осетия, и Абхазия до этой войны они все равно имели сепаратистские режимы, ориентирующиеся на Россию, вот и все больше ничего. А признав Абхазию и Осетию, Россия открыла широко двери перед Грузией для вступления в НАТО и в результате она получит для себя право построить базы в Осетии и в Абхазии. Но а НАТО построит базы в Грузии и поставит свой флот в Батуми и Поти. Выиграла Россия или проиграла? Я уже не говорю о международном резонансе. Имидж России вообще грохнулся, я считаю. Те, кто не любят Россию, они рады. Они считают, что весь мир увидел, что из себя представляет Россия. Это агрессивная страна, которая может с огромной силой вломиться в маленькую страну, оккупировать ее.



Олег Кусов: В Армении вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии активно обсуждался общественными объединениями и партиями. Некоторые из них поддержали Россию в данном вопросе. Но в целом в Армении отрицательно относятся к данной проблеме. Слово ереванскому политологу Степану Григоряну.



Степан Григорян: Мы не должны признавать по очень простой и важной причине. Что такое самоопределение? То есть какой-то народ, проживающий на определенной территории, хочет решать свои вопросы самостоятельно, пытаются делать какие-то шаги в этом направлении. Я считаю, что это нормальное явление. Оно не всегда может придти к независимости, но совершенно нормальное желание людей жить самостоятельно. Теперь посмотрим, как процесс идет в Косово. В Косово референдум по независимости Косово, те же президентские выборы и парламентские последних три-четыре года проводились, они шли под эгидой миссии ООН. Эта миссия ООН имела мандат Совета безопасности ООН. Свое согласие давали и Китай, и Россия, не только западные страны. Значит там процесс достаточно сложный, но уровень легитимности достаточно высокий. Теперь посмотрим для сравнения, что творится в Южной Осетии. Я уже не говорю, что в Косово два миллиона население, а в Южной Осетии до августовских последних событий было в лучшем случае по самым оптимистическим российским данным 60-70 тысяч человек. Никакие референдумы там не проводились под эгидой международного сообщества, которые имеют легитимацию международную и дали возможность тому, что мы бы сейчас признавали. Поэтому процесс в Южной Осетии очень сложно назвать процессом самоопределения или путем к независимости. С моей точки зрения, это очень серьезная ошибка была российской стороны признавать независимость в одностороннем порядке, потому что она просто юридически необоснованна. Просто влияние большое России и все.



Олег Кусов: В отличие от подавляющего большинства европейских стран, Турция, говоря о признании Россией двух самопровозглашённых республик, ограничилась общим заявлением о необходимости соблюдать принцип территориальной целостности. Говорит журналист из Анкары Ялчин Таироглу.



Ялчин Таироглу: Это аргументируется тем, что Россия поставляет 70% природного газа в Турцию, вся энергосистема Турции держится на этом. Огромные доходы от туризма Турция получает от российских граждан. Строительные компании имеют миллиардные контракты в России. Официальная Анкара выступила с небольшим заявлением, где очень скромно подчеркивает важность принципа территориальной целостности. Но сказать, что ярко выражена демонстрация этой позиции, такого, конечно, не наблюдалось. С другой стороны очень многие наблюдатели очень часто повторяют, что очень много граждан кавказской национальности не имеют здесь общественной организации и официальная Анкара, по их мнению, не может не учитывать и их мнение, их позицию. В Стамбуле, в Анкаре можно было наблюдать, когда представители Абхазии, Осетии, являющиеся гражданами Турции, проживающие здесь много лет, устраивали празднования на улицах, кричали о признании независимости со стороны России.



Олег Кусов: Многие южнокавказские эксперты сходятся во мнении, что признание Абхазии и Южной Осетии на самом деле не отвечает интересам самой России. Азербайджанский политолог Вафа Гулузаде полагает, что эффективно влиять на международные процессы в состоянии лишь страны с развитой экономикой.



Вафа Гулузаде: Я думаю, что если Россия сможет восстановить свою военную мощь хотя бы уровня Советского Союза, чем не пахнет, то тогда можно говорить, что Россия оказывает сопротивление Соединенным Штатам Америки. А так я не думаю, я думаю, что Россия будет уступать. Но лучше бы было, если бы Россия не тратила ни времени, ни денег, ни нервов на всякого рода такие дела, а занялась бы своими проблемами. Своя проблема в первую очередь – безопасность. Это армия. Что Россия сделала для армии за эти последние путинские годы? Я считаю, что особенно ничего не сделала. Это экономика. Процветающая экономика, может быть и военная промышленность мощная, и армия мощная. А при такой разболтанной старой советской экономике, которая так и не перешла на новые рельсы, ничего не может быть.



Олег Кусов: Говорил президент Фонда политических исследований государств Каспийского регионаВафа Гулузаде.


XS
SM
MD
LG