Ссылки для упрощенного доступа

Привечать или выдворять. Новые правила Евросоюза и проблемы иммиграции в Испании


Ирина Лагунина: Европейский Союз принял директиву, которая позволит государствам-членам ЕС содержать под стражей задержанных нелегальных иммигрантов до 18 месяцев. В Испании проблема иммиграции из развивающихся стран, возникшая сравнительно недавно, вызывает беспокойство населения, поскольку приобрела бесконтрольный и массовый характер. Эта проблема, как показывают опросы, одна из трех наиболее волнующих испанцев – наравне с безработицей и терроризмом. Поэтому директива ЕС нашла здесь в основном положительный отклик. Рассказывает корреспондент в Мадриде Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Нынешний закон позволяет удерживать нелегалов в спецприемниках не более 40 суток. За это время испанская юстиция – а выслать иммигранта можно только по решению суда - не успевает подготовить все необходимые документы для его репатриации. Учитывая, к примеру, тот факт, что скажем, приплывающие из Африки на баркасах иммигранты, попав в полицию, обычно отказываются не только назвать свое имя, но и гражданство, высылать их бывает просто некуда. В городах страны скопились десятки тысяч этих иммигрантов, которых пришлось отпустить на волю, но которым на воле нечем заняться. Ведь в условиях начавшегося не так давно, но быстро набирающего темпы, экономического кризиса без работы остаются миллионы самих испанцев, а также иммигрантов легальных, то есть имеющих вид на жительство и разрешение на работу в Испании. Тем не менее, европейскую директиву тут же раскритиковали различные местные гуманитарные организаций. Маурисио Вальенте, руководитель испанской неправительственной Комиссии помощи иммигрантам.



Маурисио Вальенте: Нам представляется, что директива является недопустимым ударом по правам человека в рамках осуществляемой в последние годы общей иммиграционной политики Евросоюза. Новая мера ничем не оправдана. Это переход к жесткой политике в отношении иммигрантов, которые итак испытывают сильное давление со стороны правительств разных стран ЕС. Мы выступаем против массовых репрессий в отношении этих лиц. Мы – за создание пространства для совместного проживания народов.



Виктор Черецкий: Позицию в пользу иммигрантов со стороны гуманитарных организаций испанские наблюдатели объясняют тем, что эти организации, как правило, интересует лишь человеческая сторона проблемы. Что касается левого испанского правительства, то оно при всей своей солидарности с выходцами из развивающихся стран, естественно, вынуждено исходить из реальностей. А посему европейскую директиву Испания одобрила и решила подкрепить своей собственной мерой – созданием полицейской бригады по выдворению из страны иммигрантов-правонарушителей. Ведь наметившийся в последние годы в стране резкий рост преступности, как явствует из данных статистики, напрямую связан с ростом иммиграции. Об этом на днях заявил в парламенте госсекретарь по вопросам безопасности Антонио Камачо. Он пояснил, что речь идет о правонарушителях, совершивших нетяжкие преступления, за которые отныне их судить и сажать в Испании не будут, а лишь вышлют под конвоем на родину. Госсекретарь Камачо:



Антонио Камачо: Новое подразделение займется выдворением лиц, уличенных в совершении правонарушений и проявивших при этом агрессивность, которая представляет опасность для проживающих в нашей стране граждан.



Виктор Черецкий: В Испании примерно 65% всех правонарушений совершают иностранцы. Причем граждане той или иной страны специализируются на вполне определенных деяниях. К примеру, иммигранты из Алжира и Марокко торгуют гашишем и похищают автомобили с последующей перепродажей в Северной Африке. Автомобильным «промыслом» занимаются и болгары. Колумбийцы поставляют кокаин. Его продажей в розницу занимаются африканцы. Они же торгуют пиратскими дисками, производят которые в подпольных цехах китайцы. Особую опасность, по мнению представителей испанских правоохранительных органов, представляют правонарушители из Румынии и Косово. Речь идет о заказных убийствах, квартирных кражах, разбойных нападениях на финансовые учреждения и промышленные предприятия, вымогательстве, похищении людей и так далее. Обосновавшиеся в Испании россияне в основном проявляют себя в экономических преступлениях – отмывании денег и неуплате налогов. Председатель судебной палаты Мадрида Хосе Луис Гонсалес Арменгол:



Х.Л.Гонсалес Арменгол: Преступность среди иммигрантов растет в год примерно на 10%. Эта статистика подтверждается числом произведенных задержаний правонарушителей-иностранцев, переданных в распоряжение судебных органов. Речь идет обо всех видах правонарушений, включая преступления на бытовой почве. Однозначно, что преступность у нас в стране растет в основном за счет иммигрантов.



Виктор Черецкий: Полицейские аналитики предвидят, что в условиях кризиса преступность среди иностранцев может значительно увеличиться. Ведь если испанцы, потеряв работу, могут рассчитывать на помощь государства или родственников, то иммигранты часто остаются совсем без средств к существованию и пытаются заработать любыми средствами – от незаконной уличной торговли до разбоя.


Еще одна мера испанского правительства в попытке избавиться от избытка иммигрантов – предложение уехать на родину добровольно всем, кто потерял в Испании работу. Для этого иммигрантам обещали вернуть сделанные за время работы в этой стране отчисления в фонд социального страхования. Авторы этого предложения рассчитывали, что иммигранты захотят на возвращенные им деньги обустроиться на родине. Министр труда Селестино Корбачо:



Селестино Корбачо: Эта мера дает возможность иммигрантам, которые остались без работы, сделать для себя свободный выбор – продолжать искать работу в Испании или уехать домой с имеющимися накоплениями.



Виктор Черецкий: Однако воспользовались возможностью вернуться на родину лишь единицы - подавляющее большинство иммигрантов из Латинской Америки, Африки и Восточной Европы предпочитают пережить трудные времена в Испании. Вообще по части мер, направленных на наведение порядка в вопросе иммиграции, испанским политикам инициатив не занимать. С ними выступает как правительство, так и парламентская оппозиция. Недавно лидер консервативной Народной партии, основной оппозиционной силы страны, Мариано Рахой предложил обязывать иммигрантов при оформлении вида на жительство, подписывать некий контракт с испанским государством - обещание хорошо вести себя в Испании.



Мариано Рахой: Я хочу сделать вполне конкретное предложение, важное для будущего Испании. Речь идет о контракте, который должны будут подписать все иммигранты, желающие обосноваться в нашей стране. Этот документ, имеющий юридическую силу, определит отношения между нашей страной и иммигрантом. В нем иностранец должен взять на себя обязательство соблюдать законы и уважать традиции испанцев, выучить наш язык и платить налоги. Он возьмет на себя обязательство интегрироваться в наше общество и вернуться к себе на родину, если не найдет работу.



Виктор Черецкий: Тем временем, в испанском обществе продолжается полемика, является ли иммиграция благом или злом для страны. Ведь явление это сравнительно недавнее. Еще десять лет назад число иностранцев, приехавших на заработки в Испанию, не превышало полмиллиона человек. А сейчас эта цифра перевалила за пять миллионов. Хотя точного числа иммигрантов никто не знает, поскольку многие из них живут нелегально, нигде не зарегистрированы и данные на них не фигурируют ни в одной статистике. Итак, с одной стороны, иммигранты значительно облегчили жизнь испанцев. Они стали работать в тех областях, куда испанцы не шли – в сельском хозяйстве, в качестве домашней прислуги, по уходу за детьми и престарелыми, на стройках, в сфере обслуживания, на уборке городских улиц. Показателен следующий факт. Перед лицом кризиса министр труда Селестино Корбачо заявил недавно, что Испания ограничит въезд в страну сезонных сельскохозяйственных рабочих из Северной Африки и Восточной Европы для того, чтобы дать заработать самим испанцам. Он, в частности, сказал:



Селестино Корбачо: Нелогично, что Испания, в которой два с половинной миллиона безработных, продолжает привлекать иностранную рабочую силу.



Виктор Черецкий: Первыми от подобного заявления всполошились фермеры юга страны: кто уберет их урожай? Тут же в одном из южных регионов был проведен опрос местных жителей, зарегистрированных на бирже труда в качестве безработных сельскохозяйственных рабочих. Выяснилось, что из 20 тысяч опрошенных согласились заняться, к примеру, уборкой клубники не более 10 испанцев. А ведь для этой работы требуется не менее 30 тысяч человек. Отказывающиеся трудиться на плантациях клубники предпочитают сидеть дома на пособии по безработице. Так что Корбачо поправили, а правительство объявило, что уменьшать квоты, выделяемые для привлечения иностранцев-сезонников, не будут.


Свое видение проблемы излагает советник по вопросам иммиграции мадридского регионального правительства Хавьер Фернандес Ласкети:



Х.Фернандес Ласкети: Фактически наплыв иммигрантов в страну вышел из-под контроля правительства: иммиграция намного превзошла потребности страны в иностранной рабочей силе. Налицо полный хаос в вопросе иммиграции. Дело дошло до того, что иммигранту приехать на работу в Испанию законным путем стало почти невозможно, поскольку государственные структуры, которые призваны заниматься этими вопросами, бездействуют. Зато проникнуть в страну нелегально довольно просто. Это и вызывает беспокойство нашего общества. Мне представляется, что в процессе наведения порядка в деле иммиграции следует придерживаться двух направлений. Во-первых, иммиграция должна быть только легальной. Во-вторых, иммигранты должны интегрироваться в наше общество, то есть придерживаться наших законов и норм поведения. Мы не хотим, чтобы в нашей стране образовывались обособленные группы, некие маргинальные «гетто», живущие по своим собственным законам.



Виктор Черецкий: Но, не будет ли означать подобная интеграция утрату национального своеобразия выходцев из той или иной страны?



Х.Фернандес Ласкети: Мы должны учитывать опыт в области иммиграции других стран, в первую очередь, европейских, которые столкнулись с проблемой иммиграции на 20 лет раньше нас. Опыт не только положительный, но и отрицательный - ошибки в иммиграционной политике. В некоторых из этих стран на протяжении многих лет интеграцией иммигрантов никто не занимался. Наоборот, считалось, что иммигранты должны, как говорилось, сохранять свое своеобразие, свои привычки и традиции. Делалась ставка не на интеграцию, а на раздельное проживание иммигрантов. Подобная политика ничего хорошего не принесла. В этом нетрудно убедиться, прогулявшись по пригородам Амстердама, Парижа, Берлина и других городов. Вспоминается, что некоторое время назад нас потрясла история с девушкой турецкого происхождения, которая родилась в Германии, где жила уже многие годы ее семья. Ее убили близкие родственники, которые спокойно, без какого-либо угрызения совести, оправдали свой поступок тем, что девушка пыталась жить как немка, а не как турчанка. Нам бы не хотелось, чтобы подобное происходило и в Испании.



Виктор Черецкий: Какова альтернатива замкнутому образу жизни на чужбине – что приобретает и что теряет иммигрант? Фернандес Ласкети:



Х.Фернандес Ласкети: Отношение к иммигрантам, которое заставляет их держаться обособленно, не интегрироваться в западное общество, нам представляется неконструктивным. Иммигранту, если он этого сам не понимает, следует объяснить, что он попал в свободный мир, который предоставляет ему, помимо работы, еще возможность жить в открытом обществе – в условиях демократии. Вот, к примеру, у нас, нравится это кому-то или не нравится, женщина пользуется равными правами с мужчиной: может выходить замуж за кого ей заблагорассудится, учиться или работать по своему усмотрению. И коль скоро иммигрант решает поселиться в нашей стране, он обязан принять подобное положение, даже, если традиции страны, из которой он прибыл, не дают женщине подобные права.



Виктор Черецкий: Каким нормам жизни, на ваш взгляд, иммигрант обязан следовать, а каким может придерживаться на свое усмотрение?



Х.Фернандес Ласкети: Когда мы говорим о ценностях нашего общества, правилах поведения и законах Испании, мы, разумеется, не имеем в виду «фольклорные» традиции, типа боя быков, сиесты – привычки спать после обеда, наши любимые блюда или вина. Речь не идет также о религии и личных привычках иностранца. Более того, испанское государство должно брать на себя обязательство уважать его религию, правда, за исключением тех ее положений, которые входят в противоречие с законами нашей страны. Мы имеем в виду такие ценности, как индивидуальные свободы, равноправие полов, обязательное среднее образование, отказ от насилия в семьях и в отношениях с окружающими и так далее. Речь идет и о правилах цивилизованного общежития: об отказе от шумного образа жизни, которое может причинить беспокойство соседям, о соблюдении чистоты на улице и в городском транспорте и так далее. А в остальном, иммигрант волен воспринимать или не воспринимать наши традиции и нашу культуру.



Виктор Черецкий: Между тем, все сказанное является пока лишь благими пожеланиями. На деле ежедневно в Испанию прибывают сотни нелегальных иммигрантов, осложняя итак непростую социально-экономическую обстановку в стране. Эти люди в основном слоняются по улицам в поисках заработка. О том, следует ли их репатриировать или интегрировать в испанское общество, ведут споры местные политики.


XS
SM
MD
LG