Ссылки для упрощенного доступа

В Москве вспоминают события октября 1993 года


Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Данила Гальперович.



Марина Дубовик: 15 лет назад 3-4 октября в Москве произошли события, которые вошли в историю России как конституционный кризис 1993 года. Политический конфликт во властных верхах привел к вооруженным столкновениям, в результате которых погибли, по официальным данным, 157 человек. Сегодня, 15 лет спустя, в российской столице вспоминают те дни. За мероприятиями наблюдает мой коллега Данила Гальперович, который выходит сейчас на связь со студией, чтобы рассказать, что же происходит сейчас в этой связи в Москве.



Данила Гальперович: Я должен сразу сказать, что нахожусь я с тыльной стороны Дома правительства России. Примерно от тех подъездов, которые в 1993 году подвергались шквальному огню как с одной, так и с другой стороны, 200 метров. Это тот рубеж, до которого пускают основную массу сегодня собирающихся и митингующих по поводу событий 1993 годка. Дальше могут пройти отдельные люди, чуть ближе к Дому правительства, если они хотят положить цветы к небольшому памятнику, который тут есть. Вообще, это давнее мемориальное место, целый комплекс, потому что здесь на довольно длинном газоне на Дружинниковской улице то здесь, то там есть отдельные памятники, стенды, какие-то более-менее постоянно установленные знаки памяти тем событиям.


Вот сегодня сюда пришли люди, которые вспоминают те события, которые толкуют их, естественно, по-своему. Они шли, основная масса митинга шла в площади Краснопресненской Заставы, и большой митинг с лозунгами, с выступлениями произошел там. Там был и Геннадий Зюганов, лидер Компартии России и другие депутаты Государственной Думы, и участники событий со стороны Верховного совета. И эти люди давали однозначную оценку, они говорят о том, что социалистическая революция впереди, что вообще очень много нужно еще поменять в России, что множество людей, как они считают, приходит к другой оценке событий 15-летней давности. Вот сейчас я нахожусь среди тех людей, которые ходят, смотрят на эти памятные знаки около Белого дома, и кто-то из них, кто участвовал в этих событиях, конечно, вспоминают их.



Марина Дубовик: Данила, интересно было бы узнать, изменилась ли сегодня оценка тех событий 15-летней давности?



Данила Гальперович: Она практически не изменилась у тех людей, которые участвовали в этом политически. Более того, как раз, видимо, в ретроспективном взгляде, когда эти события уходят, и эпоха Ельцина уже ушла, эти люди говорят о еще большей своей правоте, что нужно было сохранить советскую власть в России, нужно было оставить тот порядок, который существовал, что тогда произошло преступление и так далее. Они все время вспоминают 4 октября. Одна из молодых выступающих на митинге говорила о том, что там стреляли по безоружным людям, между тем, конечно же, где вспоминают события 4 октября, мало кто вспоминает события 3 октября, когда раздавались выстрелы в воздух, когда избитых людей победившие тогда защитники Белого дома выбрасывали из мэрии. Дело в том, что я был свидетелем всех этих событий.


И надо сказать, что у некоторых людей, которые выступали на коммунистическом митинге, оценка событий чуть-чуть претерпела изменения. В частности, Сергей Никитин, один из тех, кто, по заявлению участников митинга, защищал Белый дом тогда, сказал, что и политическое руководство было никудышное, по его словам, и в левых рядах не было единства, собственно, поэтому, как он считает, очень во многом был проигрыш той стороны, которая поддерживала съезд и Верховный совет.


Очевидно, что мероприятий, которые противопоставляются мероприятиям, организованным защитниками Верховного совета и поддерживающими тогдашний Верховный совет, практически нет. Если бы они были настолько серьезные и публичные, может быть, завязалась бы общественная дискуссия. Но сейчас около Белого дома находятся только те, кто разделяет точку зрения противников Бориса Ельцина в 1993 году.


XS
SM
MD
LG