Ссылки для упрощенного доступа

Пенсионная реформа: богатые должны копить на старость сами


Есть стимул дожить до начала пенсионной реформы, чтобы проверить: можно ли достойно существовать на два прожиточных минимума
Есть стимул дожить до начала пенсионной реформы, чтобы проверить: можно ли достойно существовать на два прожиточных минимума
Депутаты Госдумы в среду заслушали доклад министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, посвященный мерам правительства по улучшению пенсионного обеспечения граждан. Парламентариям был роздан красочно оформленный буклет, в котором говорилось, что целевые ориентиры для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, подпадающих под действие дореформенной и новой пенсионной системы - это доведение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего основные потребности (2,5 прожиточного минимума).


Голикова много говорила об ориентировании правительства на 2010 год, то есть именно к 2010 году пенсионные преобразования должны завершиться. Но какие конкретно законопроекты будут вноситься, депутатам не сообщили.


Предстоящая реформа вызвала неоднозначную реакцию экономистов, которые говорят о том, что государство берет на себя огромную нагрузку по обеспечению достойной пенсии нынешних пенсионеров и при этом никак не стимулирует активно работающих людей к накоплению.


Известный российский экономист Евгений Гонтмахер убежден, что реформа позволит молодому поколению самому позаботиться о себе, а пожилые люди могут рассчитывать только на государство.


В интервью РС он прогнозирует, что, даже невзирая на инфляцию, пенсия нынешним пенсионерам подрастет, к тому же предусмотрены специальные коэффициенты для давних, еще с советских времен, пенсионеров.


Гонтмахер надеется, что при всех изменениях пенсионного законодательства накопительная часть пенсии будет развиваться – только этот инструмент, на его взгляд, способен обеспечить достойную старость нынешним молодым людям: «Вот эти 6% зарплаты, которые работодатель платит в Пенсионный фонд за тех работников, которые 1967 года рождения и моложе».


«Неоднозначным решением» Гонтмахер считает верхнее ограничение заработка, с которого берут взносы в ПФ, 415 тысячами рублей в год (такой доход, по подсчетам экспертов, имеют лишь 15% россиян):


«У нас единый социальный налог 26%, из них 20% в Пенсионный фонд. Теперь в Пенсионный фонд с 2010 года будут выплаты в размере 26%. Если годовая зарплата меньше 415 тысяч рублей, работодатель должен будет за человека платить больше. Естественно, работодатель переложит эту ношу на работника, то есть у работника уменьшится та часть, которая будет ему выдаваться ему на руки. А для тех производств, где очень высокая заработная плата, вот эти 15%... это кто? Это топливно-энергетический сектор, это финансовая сфера. Там как раз это значительное послабление - сверх 415 тысяч рублей годовой зарплаты не будет облагаться вообще никакими обязательными взносами в Пенсионный фонд».



Евгений Гонтмахер также высказал опасение, что новая система пенсионных выплат затормозит процесс легализации доходов граждан: работодатель будет стремиться минимизировать «белые» выплаты, а основная часть денег пойдет по «серым» схемам, мимо пенсионной системы:


«Тут у нас есть противоречивые стимулы. Если работодатель будет платить официальную зарплату где-то в районе этих 415 тысяч рублей в год, то ему будет выгодно как раз поднять официальную зарплату, чтобы попасть как можно большим количеством денег в это нулевое обложение. Но если работодатель платит небольшую зарплату, я опасаюсь того, что он будет пытаться уменьшить или, по крайней мере, не повышать легальную часть зарплаты, с которой платится вот этот повышенный страховой платеж, а постараться выдавать людям деньги на руки. У нас, кстати, до их пор в теневой сфере по разным расчетам находится от 20 до 40%. Я боюсь, что этим решением мы можем этот процесс легализации затормозить».



XS
SM
MD
LG