Ссылки для упрощенного доступа

Федеральная миграционная служба России вынуждена возобновить выдачу разрешений на работу гастарбайтерам


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.



Дмитрий Морозов: Федеральная миграционная служба России была вынуждена возобновить выдачу разрешений на работу гастарбайтерам, поскольку рабочих рук уже в середине года стало не хватать. Почему правительство России сначала урезало число иностранных рабочих в три раза, а теперь увеличило почти в два, - попробовала выяснить Тамара Ляленкова.



Тамара Ляленкова: В Министерстве здравоохранения и социального развития полагают, что «работодатели не просчитали свою потребность в иностранной рабочей силе», поэтому и остались в разгар лета без рабочих рук. Однако независимые эксперты считают, что просчитать эту цифру в условиях рынка невозможно. Рассказывает старший научный сотрудник института демографии Никита Мкртчан.



Никита Мкртчан: Я считаю, что квоты не нужны, потому что мы мало что знаем, сколько нам людей нужно на работу. Квоты когда формируются, в основном спрашивают крупных работодателей, очень мало в этом участвует мелкий и средний бизнес, который, кстати, не может планировать свою деятельность на год, на два вперед. Квоты, например, не следующий год уже сформировали, то есть человек должен уже знать, сколько ему работников потребуется. Зачастую мелкий бизнес этого не знает. Объективно ему сложнее осуществлять дела с Миграционной службой, запрашивать квоты. Зачастую там генеральный, бухгалтер – и все, в общем-то. Это большая нагрузка.



Тамара Ляленкова: Руководитель Центра демографии и экологии человека Российской академии наук Анатолий Вишневский видит причину создавшейся ситуации в другом.



Анатолий Вишневский: Это есть такая экономическая реальность, и ее нельзя в жесткие очень рамки ввести, это невозможно. Есть экономические законы, которые противодействуют даже очень хорошим намерениям законодателя, администратора и так далее. Мне кажется, эти квоты вообще с потолка берутся. Нет такого механизма и возможности учесть с большой полнотой потребность, допустим, на будущий год. Эта вера в планирование, которая у нас осталась со времен советского времени, вера в плановую систему, которая давно уже перестала себя оправдывать еще и в советское время. А гораздо важнее для рынка подвижность, гибкость, которые позволяют людям маневрировать – и работодателю, и работнику.



Тамара Ляленкова: Однако помимо работника и работодателя, по всей вероятности, учитываются также интересы третьих лиц. Так считает председатель исполкома Форума переселенческой организации Лидия Графова.



Лидия Графова: Трудовая миграция – это такая бездонная денежная машина, из которой столько качают выгод разные жулики, в том числе высокого ранга. И то, что вот сейчас с этими квотами происходит безумие во всей России, сейчас почти что во всех регионах кончились квоты, и стоят стройки. Вот сейчас безработица начнется из-за этого кризиса, но ведь до этого – начиная с июня. Все это пролоббировано, все эти квоты, квоты, квоты…



Тамара Ляленкова: Как бы то ни было, по предположениям Федеральной миграционной службы России, несмотря ни на какие квоты, количество мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации незаконно, составляет от 10 до 12 миллионов человек. И надо полагать, все они работают.


XS
SM
MD
LG