Ссылки для упрощенного доступа

Грузинские беженцы из Южной Осетии ждут ухода российских миротворцев


Больше всего беженцы опасаются наступающих холодов и вероятной потери урожая, который некому собрать
Больше всего беженцы опасаются наступающих холодов и вероятной потери урожая, который некому собрать

Ситуация с беженцами из зоны российско-грузинского конфликта в Южной Осетии остается сложной. В первую очередь это касается жителей грузинских сел в окрестностях Цхинвали, которые были вынуждены покинуть свои дома два месяца назад, сразу после начала активных боевых действий. Большинство жителей самого Цхинвали уже вернулось в свои дома из лагерей для беженцев, организованных российскими властями в Северной Осетии. А тысячи этнических грузин по-прежнему вынуждены жить в палаточных лагерях на территории Грузии.


Беженка Нонна покинула свое родное село Каралети на границе с Южной Осетией сразу после событий 7-8 августа и живет в одном из лагерей для беженцев недалеко от грузинского города Гори. Ее село попало в так называемую «буферную зону», откуда только на днях ушли российские военные. Теперь Нонна, мама трехмесячного ребенка, рассчитывает как можно скорее вернуться домой: «В палатках практически невозможно жить, потому что здесь никакого отопления, нет электричества. Маленьких детей нельзя помыть, вода холодная. Газовых печек тоже нет. Главная проблема в нашем лагере – это гигиена».


По данным независимых правозащитных организаций, в результате российско-грузинского конфликта беженцами стали более 150 тысяч человек. Однако, по словам заместителя директора московского офиса «Хьюман Райтс Уотч» Татьяны Локшиной, у большинства беженцев-осетин уже есть возможность вернуться домой, и многие ей воспользовались: «Кто-то, конечно, остается с родственниками, но в основном вся эта огромная масса беженцев вернулась домой. И в Южной Осетии ситуация достаточно приемлемая. Там впечатляющими темпами идет реконструкция, там есть вода, есть электричество, то есть там можно жить».


Для возвращения домой беженцев из грузинских сел в Цхинвальском регионе необходимо обеспечить там безопасность, говорит Татьяна Локшина: «Если сейчас в этой зоне будет обеспечена нормальная ситуация с точки зрения безопасности, нормальный полицейский контроль, то люди моментально туда вернутся». Очень важно, чтобы это произошло как можно скорее, отмечает она: «Потому что сейчас сезон урожая, и жителям этих сел нужно дать возможность собрать урожай, иначе чудовищный гуманитарный кризис, с которым сегодня сталкивается Грузия, будет только усугубляться».


По словам многих грузинских беженцев, именно окончательный вывод российских военных из «буферных зон» позволит им начать возвращение домой. Тем, кто остался без крова, президент Грузии Михаил Саакашвили уже пообещал в одном из своих телевизионных выступлений новое жилье: «Я обещаю, что в первую очередь мы обеспечим жильем всех, кто потерял свои дома и имущество. До 15 декабря – к этому времени зима окончательно наберет силу – ни одна жертва войны в Грузии не останется без крыши над головой и нормальных условий для проживания».


В решении этой проблемы властям Грузии помогают и гуманитарные организации, бесплатно распространяющие, например, брезент для крыш и другие строительные материалы среди тех, чьи дома были повреждены обстрелами или бомбежками. Однако это в большей степени касается жителей Гори. И населению грузинских сел в Южной Осетии это уже не поможет, говорит Татьяна Локшина: «В этих анклавах мы посетили девять сел и говорили с выходами из еще шести сел. И в этих селах дома фактически все сожжены, уничтожены. Когда я оказалась в этом регионе первый раз, мы спрашивали у местных ополченцев, что здесь происходит. И они, нисколько не скрывая, говорили: “Мы сжигаем эти дома, чтобы у грузин не осталось домов, куда они могли бы вернуться”».


XS
SM
MD
LG