Ссылки для упрощенного доступа

Адвокаты Ходорковского намерены привлечь к ответственности сотрудников СИЗО


И адвокаты, и писатель Акунин убеждены: интервью в журнале Esquire - лишь повод для давления на Михаила Ходорковского
И адвокаты, и писатель Акунин убеждены: интервью в журнале Esquire - лишь повод для давления на Михаила Ходорковского

Михаил Ходорковский по распоряжению администрации читинского следственного изолятора отправлен в карцер на 12 суток. Формальным поводом для этого стало интервью писателя Бориса Акунина и экс-главы ЮКОСа, опубликованное в октябрьском номере русской версии журнала Esquire. Руководство изолятора усмотрело в этом нарушение правил переписки, установленных для заключенных. Адвокаты Ходорковского и Борис Акунин убеждены, что это спланированная акция, направленная на то, чтобы уменьшить шансы освобождения Ходорковского условно-досрочно, потому что 15 октября Челябинский областной суд должен рассматривать кассационную жалобу на отказ в УДО.


Опального олигарха на 12 суток перевели в карцер за нарушение режима переписки - так администрация СИЗО расценила опубликованное интервью Григория Чхартишвили, известного под псевдонимом Борис Акунин, и экс-главы ЮКОСа. Адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант настаивает на том, что действия администрации СИЗО абсолютно противозаконны: «С законом ничего общего это не имеет по той простой причине, что никакой незаконной переписки никогда не обнаруживалось, не изымалось, ее нет, и ее не было. И если есть какие-то факты, такой переписки, то хотелось бы их увидеть, чтобы они были предъявлены. Они не предъявлены. Вывод сделан на том простом основании, что в списке корреспондентов через тюремную инстанцию фамилия Акунин не значится, и Чхартишвили тоже. Они сочли это достаточным».


Но если Ходорковский никаких писем Акунину не писал, то как вообще появилась публикация в Esquire? Ведь интервью предполагает двустороннее общение. На этот вопрос в интервью Радио Свобода ответил Григорий Чхартишвили: « В этом нет никакой тайны. Я переписывался с Михаилом Борисовичем через его адвокатов: отправлял им письмо, они ехали с ним туда, во время очередной встречи читали ему, он думал, потом отвечал. Переписка продолжалась долго, несколько месяцев. У меня возникали какие-то дополнительные вопросы по его ответам, я посылал их вдогонку. Когда Михаил Борисович писал о том, что, вполне возможно, его за это снова посадят, я как-то не очень в это верил. Но теперь, когда это случилось, я вижу, что он был прав. Кроме того, я вижу, что нашу власть обслуживают, мягко говоря, очень неумные люди».


По словам адвоката Михаила Ходорковского Юрия Шмидта, ни один из действующих на территории России законов не ограничивает темы общения защитника и его доверителя, равно как и не запрещает адвокату с согласия подзащитного предавать содержание этих разговоров, в том числе, писателям и журналистам: «Заключенный действительно не имеет права передавать личные письма мимо цензуры администрации мест заключения. Но Ходорковский ничего и не передавал. Это никого не касается, каким способом были записаны его мысли и переданы, соответственно, какому-то адресату, это за пределами сферы компетенции начальника изолятора. Вот если человека изобличат в том, что он передает на волю какой-то документ без прохождения цензуры, пожалуйста, можете накладывать на него взыскание. Но в данном случае переписки в тот смысле, как обмен письмами, соответственно, от одного другому, такого не было».


Наложение взысканий на Михаила Ходорковского накануне каких-либо важных для него судебных процессов, в частности, рассмотрения дела о его условно-досрочном освобождении, стало уже традицией. Адвокат Вадим Клювгант не сомневается, что и сейчас Ходорковского отправили в карцер вовсе не из-за статьи в Esquire. 15 октября Челябинский областной суд должен рассматривать кассационную жалобу на отказ в УДО, напоминает адвокат: «Таких публикаций за пять без малого лет несть числа. Просто нужен был очередной предлог - нашли этот. Мелкая, недостойная, беззаконная возня, приобретающая уже очень опасный масштабно-системный характер, которая говорит о том, что действительно идут на все, ни перед чем не останавливаются».



Григорий Чхартишвили

Автор интервью с Ходорковским Григорий Чхартишвили тоже считает, что дата помещения экс-главы ЮКОСа в карцер выбрана не случайно: « Я уверен, что это сделано специально именно сегодня, когда родители Ходорковского отмечают золотую свадьбу. Некоторое время назад мать Ходорковского обратилась к президенту Медведеву с просьбой выпустить их сына в этот день золотой свадьбы. Вот вместо того, чтобы его выпустить, его в карцер посадили».


Ранее адвокатам Михаила Ходорковского удавалось успешно обжаловать в суде наложенные на их подзащитного взыскания. Однако теперь, накануне новых слушаний по делу об условно-досрочном освобождении, их накопилось многовато: одно прошлогоднее (Ходорковский не выполнил команду держать руки за спиной), еще два (хозяйственно-бытовых) были вынесены 18 августа уже этого года (Ходорковский не доложил о количестве арестантов в камере и не вымыл крышку бочка с питьевой водой). Теперь вот эпистолярное. Защита уже заявила, что не только непременно обжалует взыскание, но и потребует привлечь к ответственности сотрудников системы исполнения наказаний.


XS
SM
MD
LG