Ссылки для упрощенного доступа

Три года со дня нападения на Нальчик


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.



Андрей Шароградский: Ровно три года назад в Нальчике было совершено нападение на отделения милиции, ФСБ, воинскую часть и на другие силовые структуры Кабардино-Балкарии. В ходе боев на улицах города, только по официальным данным, погибло почти 150 человек. Международный правозащитный центр "Мемориал" представил доклад "Кабардино-Балкария на пути к катастрофе". В докладе речь идет о том, что привело к нападению на Нальчик в октябре 2005 года.



Олег Кусов: Долгое время Кабардино-Балкарию называли «островком стабильности» в неспокойном регионе. В 2005 году в Нальчике даже собирались проводить конференцию, посвященную «уникальному опыту» республики. Об этом напомнил член совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.



Александр Черкасов: Хорошо, что не провели. С другой стороны, произошедшее там стало загадкой. Политковская еще в 2005 году сформулировала, что мы ничего не знаем о северокавказских исламских сообществах, о том подполье, которое там выступило. Нашелся человек, который с большим тщанием сделал некоторое исследование.



Олег Кусов: Вооружённая группировка исламских радикалов насчитывала около 200 человек. Нападению подверглись силовые структуры Кабардино-Балкарии, в частности отделы МВД и здание ФСБ, бои шли во многих районах Нальчика. По официальным данным, в ходе двухдневных боёв погибли 97 вооружённых исламских радикалов, 35 сотрудников правоохранительных органов и 14 мирных граждан. Разобраться в причинах трагических событий в Нальчике 13-14 октября невозможно без подробного анализа мусульманского сообщества Кабардино-Балкарии. Говорит автор доклада Александр Жуков.



Александр Жуков: В свете всех этих фактов, которые стали всплывать наружу после произошедшего, после октябрьской трагедии, в правозащитном сообществе укоренилась точка зрения о том, что кабардино-балкарский джамаат был исключительно жертвой, что основной причиной этих событий и радикализации части этого мусульманского сообщества были репрессии, жестокие репрессии со стороны правоохранительных органов, в первую очередь местного МВД во главе с бывшим министром Хачимом Шагеновым. В то же время, на наш взгляд, любая попытка разобраться в причинах этих событий заведомо будет неполной без анализа того, что же на самом деле представляло собой данное мусульманское сообщество. И вот наша работа - это, собственно, попытка дать такой анализ. Здесь мы рассматриваем в первой части работы религиозные убеждения, духовные истоки кабардино-балкарского джамаата. Даем характеристику внутриобщинных отношений, порядков, сложившихся в этом, довольно закрытом мусульманском сообществе. Значительная часть работы посвящена проблеме власти внутри кабардино-балкарского джамаата, отношений по линии амир, лидер джамаата, и подчиненный, рядовой член этого сообщества.



Олег Кусов: Сотрудники правозащитного центра «Мемориал» пришли к выводу, что вооружённое нападение на Нальчик произошло по нескольким причинам.



Александр Жуков: Разумеется, это и та репрессивная политика, которую осуществляли силовые структуры Кабардино-Балкарской республики, по сути, в 2003-2005 годах против мусульманского сообщества, кабардино-балкарского джамаата была развязана настоящая война. В Кабардино-Балкарии были так называемые ваххабитские списки и силовики действовали, преимущественно отрабатывая списки неблагонадежных. Разумеется, к этому конфликтному фактору относятся так же действия представителей местной власти, администраций городов и сел Кабардино-Балкарии, попытки грубого вмешательства во внутренние дела религиозных общин, а также непродуманная, а порой откровенно провокационная политика духовного управления мусульман, которая полностью дискредитировала себя в глазах мусульманского сообщества вообще, не только кабардино-балкарского джамаата.


Но, с другой стороны, мы пришли к выводу о том, что не менее серьезным фактором, приведшим, в конце концов, к эскалации насилия, была политика самих амиров кабардино-балкарского джамаата, их плохо скрываемые связи с лидером мусульманских радикалов в Чеченской республике и Дагестане. Одним из выводов этого доклада, собственно, анализа имевшихся в нашем распоряжении источников стало то, что эскалация насилия внутри джамаата происходила параллельно, на определенных этапах даже независимо от действия силовых структур.



Олег Кусов: По подозрению в причастности к вооружённому нападению правоохранительные органы задержали около двух тысяч человек, более 20 жителей республики объявлены в розыск. В настоящее время следствие завершено, на скамье подсудимых находятся 57 человек.


Если на судебном процессе не последует открытого анализа причин трагических событий 13-14 октября, в обществе заметно усилятся протестные настроения, полагает глава совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов.



Олег Орлов: То, что не будут вскрыты все причины произошедшего, процесс не выльется в открытое, гласное, серьезное исследование того, как и почему произошло это трагическое событие. Если это не произойдет, то да, будут увеличиваться скрытные протестные настроения, которые будут идти к тому же процессу, что в Ингушетии. Там эти протестные настроения выливаются в скрытую поддержку боевиков, в скрытую поддержку вооруженного подполья, и почему, собственно говоря, маленькая Ингушетия, наводненная диким количеством силовиков, все равно является самой горячей точкой и справиться с этим подпольем нельзя. Понятно, что этому способствуют расхождения, недоверие народа и власти и, соответственно, у населения нет никакой надежды на возможность в законном порядке изучать свои права. Вот что происходит в Ингушетии.



Олег Кусов: После октября 2005 года политологи с особым вниманием следят за ситуацией в Кабардино-Балкарии. Говорит руководитель Общественного информационного центра национальной политики Тимур Музаев.



Тимур Музаев: Вспоминая октябрьские события в Нальчике, можно сказать, что они отражают вообще общую динамику развития ситуации на Северном Кавказе. Сначала вроде бы самая лояльная и спокойная из северокавказских республик, Кабардино-Балкария вдруг была поражена неожиданным всплеском насилия, неожиданным выступлением молодых людей и перестрелками в центре кабардино-балкарской столицы. Это свидетельствует о том, что то спокойствие и то умиротворение, которое сейчас как бы происходит на Северном Кавказе, оно, скорее поверхностное. Процессы, которые происходят внутри северокавказских регионов, они не контролируются властью. Более того, в ряде случаев мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда власть даже не знает об этих процессах, идущих внутри республики. Поэтому наверх, в Ростов-на-Дону и в Москву идут отчеты о том, что все спокойно, все гладко и все хорошо. На самом деле зреют такие события, которые являются сюрпризом для самих властей.



Олег Кусов: По мнению политологов, власти Кабардино-Балкарии выбрали исключительно полицейские методы борьбы с радикальными исламистами, а это может привести к новым вооружённым вспышкам.


XS
SM
MD
LG