Ссылки для упрощенного доступа

Гибель Йорга Хайдера вызвала начало дискуссии о ближайшем политическом будущем Австрии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Андрей Шароградский: Гибель в автокатастрофе лидера партии "Альянс за будущее Австрии", 58-летнего Йорга Хайдера не только вызвала в этой стране беспрецедентную волну общественного интереса, но и спровоцировало начало дискуссии о ближайшем политическом будущем. Хайдер, правый популист, по мнению многих, самый одиозный в послевоенной истории Австрии политик, он возглавлял правительство области Каринтии и пользовался большой популярностью среди части избирателей и влиянием, особенно в правой части политического спектра.


Хайдер сам сидел за рулем служебного БМВ, который на ночной дороге более чем в два раза превысил допустимую скорость. Он пытался совершить обгон и не справился с управлением.



Юрий Векслер: Трудно назвать мало-мальски значимого австрийского политика, который не высказался бы в эти дни о значении Хайдера для австрийской политической жизни и не выразил бы соболезнования семье Йорга Хайдера. Процитирую два высказывания. Хайнц Фишер, президент Австрии: "Хайдер был политиком со многими талантами. Своей деятельностью он многих приводил в восторг и внес решающий вклад своей критической позицией в понимание многих проблем". Альфред Гузенбауэр, нынешний бундесканцлер: "В качестве многолетнего руководителя земельного правительства он не только решающим образом повлиял на жизнь в Каринтии, но и в целом в течение десятилетий накладывал отпечаток на внутриполитический ландшафт Австрии".


Йорг Хайдер в возрасте 36 лет возглавил Национал-консервативную австрийскую партию свободы и был ее руководителем в течение 14 лет. Он привел партию к самому большому успеху на выборах в 1999 году - 27 процентов голосов избирателей, после чего партия вошла в правительственную коалицию с Австрийской народной партией. 14 стран ЕС, но не сама организация, резко сократили тогда сотрудничество с Австрией, реагируя на это. Хайдер вскоре сложил с себя формальный титул лидера своей партии, при этом оставаясь реальным лидером. В 2005 году в партии Хайдера произошел раскол, в результате которого возникла новая партия под его руководством "Альянс за будущее Австрии".


На недавних, в конце сентября, парламентских выборах в Австрии обе правые партии, бывшая и новая партия Хайдера, набрали вместе наибольшее число голосов, но по оценке самого Хайдера, отрицавшего возможность альянса со своей бывшей партией, цель обеих партий - не допустить новой большой коалиции - достигнута не была. Комментаторы отмечали, что голосовавшие за новую партию Йорга Хайдера голосовали, прежде всего, лично за него.


Параллельно Йорг Хайдер в течение последних 9 лет был губернатором федеральной земли Каринтия, где его популярность и популярность его новой партии чрезвычайно высока.


Взгляды Хайдера не раз менялись, он был одно время сторонником, затем противником членства Австрии в ЕС, но при этом, например, выступал за принятие в ЕС Турции. В интервью перед сентябрьскими выборами Йорг Хайдер сказал...



Йорг Хайдер: Мы ни в коем случае не являемся правоэкстремистской партией. Мы политическое движение, которое с 1948 года под другими названиями было представлено в австрийском парламенте и занимает позицию справа от центра.



Юрий Векслер: Наиболее взвешенную оценку фигуры Хайдера и его политической деятельности дал в эти дни бывший в течение 7 лет канцлером Австрии Вольфганг Щюссель.



Вольфганг Щюссель: Я полагаю, что его не следует ни демонизировать, что в течение многих лет делалось, в частности за границей, ни героизировать. Он был одним из безусловных талантов во внутренней политике Австрии. Я наблюдал его в действии на протяжении почти 40 лет. Мы были, прежде всего, конкурентами, в определенный период партнерами. Он был человеком, нарушающим покой. Он всегда хотел что-нибудь изменить, жаждал перемен, иногда даже сам становился себе препятствием. Но он повлиял на многие важные решения, которые без него может быть и не возникли бы вообще.



Юрий Векслер: Известна скандальная фраза Хайдера: "В Третьем рейхе была достойная политика трудоустройства, был тот уровень занятости, который не способно достичь нынешнее правительство в Вене". На вопрос, произнес ли Хайдер эти слова только ради голосов определенной части избирателей или он так действительно думал, Вольфганг Щюссель ответил.



Вольфганг Щюссель: Невозможно заглянуть в душу другого человека, а в такой момент и вообще не следует этого делать. Я полагаю, что лично Йорг Хайдер никогда не находил в национал-социализме ничего привлекательного и достойного восхваления. Но он избирал некоторые сентенции, как сигналы для части потенциальных избирателей, задевая в них определенные элементы, связанные с тем временем: привязанность к родине, патриотизм, культ семьи, сплоченность. Хайдер сознательно напоминал об этих моментах, привлекательных для определенной части националистически настроенных избирателей. Да, он был популистом, он охотился, например, за голосами крестьян, некоторые называли его крысоловом. Но он был политиком, который умел разговаривать с людьми, с простыми людьми, умел их слушать. Он был своим человеком в любой пивной, где он сразу улавливал настроения, и был мастером создания атмосферы, и это всегда была позитивная атмосфера.



Юрий Векслер: Вспоминая о создании коалиции с партией Хайдера, Вольфганг Щюссель сказал...



Вольфганг Щюссель: Создание такой коалиции имело тогда смысл. Мы проработали вместе семь лет, в течение которых Австрия стала во многих сферах примером для других стран.



Юрий Векслер: Был ли Йорг Хайдер демократом?



Вольфганг Щюссель: Я полагаю, что каждый из нас, Шредер, я, Лафонтен или Хайдер, каждый из нас должен иметь право считать себя демократическими политиками. Можно во многих темах быть несогласными друг с другом, но нам всем надо воздерживаться от размахивания дубинкой и обвинений того или иного в фашизме. Как в Германии, так и у нас в Австрии, развитая парламентская демократия в состоянии справиться с любыми тенденциями в развитии общества. А как показал опыт нашей коалиционной работы, иногда кризис предоставляет шансы для позитивного развития, что, как мне кажется, нам в Австрии и удалось сделать.


XS
SM
MD
LG