Ссылки для упрощенного доступа

Отравление адвоката семьи Анны Политковской Каринны Москаленко


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.



Кирилл Кобрин : Речь пойдет о заседаниях суда по делу об убийстве журналистки Анны Политковской. Следующее заседание суда, как вы слышали назначено на 17 ноября, а ходатайство защиты потерпевших было таково о том, чтобы отложить процесс из-за болезни адвоката Каринны Москаленко, по всей видимости, отравленной во Франции. Накануне стало известно, что в машине Москаленко в Страсбурге обнаружили вещество, похожее на ртуть. Москаленко и ее родные были госпитализированы. В этой истории разбиралась моя коллега Елена Фанайлова. Она сейчас в нашей студии.


Елена, здравствуйте! Вам микрофон!



Елена Фанайлова : Добрый день, Кирилл! По словам Каринны Москаленко, полицейское заключение по уголовному делу о попытке отравления ее и ее семьи будет готово не раньше понедельника, а до этого времени полиция просила ее не давать комментарии и не рассказывать о ходе расследования. Каринна Москаленко отказалась от комментария по телефону, разговаривает она очень слабым, осипшим голосом и кашляет, жалуется на слабость, головокружение, тошноту, продолжает наблюдение у врача, однако сейчас она уже активна.


Каринна Москаленко находится в Страсбурге с мужем и тремя детьми - старшим сыном шестнадцати лет, сыном трех лет и дочерью двух лет. Домашние Каринны Москаленко подтвердили, что чувствовали себя плохо, однако сейчас их самочувствие хорошее. Объем ртути, обнаруженный в машине, по словам родственников Москаленко, явно превышает тридцать разбитых градусников.


Следует напомнить, что Каринна Москаленко представляет в Европейском суде по правам человека интересы Михаила Ходорковского, журналистки издания N e w Times Натальи Морарь, заложников «Норд-Оста», родственников жертв бесланской трагедии. В последние годы представляла в Страсбурге дела родственников пропавших в Чечне людей и жертв пыток. Ее клиентами были экс-чемпион мира по шахматам и оппозиционный политик Гарри Каспаров, а также непродолжительное время в 2002 году - Александр Литвиненко. По делам против российских властей Каринна Москаленко и ее коллеги из Центра содействия международной защите выиграли около тридцати дел, еще более ста заявлений, которыми занимается Москаленко, находится на рассмотрении в Страсбурге. Одно из известных специалистам дел конца девяностых, которое удалось решить Москаленко, признание невиновным в убийстве и освобождение простого человека Ивана Чушкина.


Коллеги Каринны Москаленко сегодня подавали ходатайство о переносе слушаний дела об убийстве Анны Политковской, но получили отказ, поскольку суд счел достаточным присутствие на процессе одного адвоката потерпевшей стороны. Им была Анна Ставицкая, которая поговорила с Каринной Москаленко.



Анна Ставицкая : Я с ней разговаривала сегодня. Она сказала, что сейчас проводятся различные, неотложные действия - возбуждение уголовного дела по факту попытки ее отравления, ее и ее семьи, проводятся различные медицинские исследования ее и семь. Через какое-то время будут уже известны результаты. А также взято на анализ вещество, которое было обнаружено в достаточно большом количестве в ее машине.



Елена Фанайлова : Как вы думаете, эта попытка отравления - это давление на нее с тем, чтобы она не участвовала в процессе по делу Политковской или же вообще попытка запугать в связи с ее работой в Страсбурге?



Анна Ставицкая : Эта попытка отравления, конечно же, связана с ее профессиональной деятельностью. Потому что она занимается достаточно большим кругом громких дел. И вообще считают, что она лучший специалист в России по Европейскому суду. Поэтому, конечно же, все это связано с тем, чтобы ее каким-то образом напугать в связи с ее профессиональной деятельностью вообще, а, в частности, возможно, и с делом Политковской тоже в совокупности.



Елена Фанайлова : Говорила адвокат Анна Ставицкая. Общественное движение «За права человека сегодня выступило с заявлением о том, что считают покушение на Каринну Москаленко актом государственного терроризма. Говорит представитель движения правозащитник Евгений Ихлов.



Евгений Ихлов : Мы считаем, что действие по подбросу некоего химического вещества, вызывающего серьезное ухудшение здоровья в автомашину адвокату и правозащитника Каринны Москаленко, которую мы очень хорошо знаем, носит характер террора в прямом смысле слова, то есть запугивание, устрашение для достижения политических целей. Мы не считаем, что это хулиганство, потому что французские хулиганы машины поджигают, а не вбрасывают туда много ртути. Потому что ухудшение состояния здоровья было значительным. Разбитым градусником такого эффекта не достичь. Мы вынуждены были установить совершенно четкую последовательность действий. Мы можем вспомнить таинственную историю со смертью Юрия Щекочихина. Мы вспомнили три эпизода - убийство Александр Литвиненко (почти два года назад он был отравлен). Мы вспомнили, что когда Анна Политковская срочно летела в Беслан для участия в переговорах, она была каким-то таинственным веществом выведена из строя. Естественно, мы вспоминаем убийство Анны Политковской, которое случилось два года назад. Вот мы выстраиваем и считаем, что это взаимосвязанная цепочка, что действует система устрашения, устранения людей, которые кому-то очень сильно мешают.


Мы обратили внимание на такой чудовищный характер данного акта как то, что касался, соответственно, семьи и детей. Машина семейная. Наверное, это была не смертельная доза, но это очень четко. Ты продолжаешь - подумай о детях. Это система устрашения, система терроризирования. Она, к сожалению, работает эффективно, потому что после убийства Холодова 14 лет назад, больше никто так об армии не пишет. После таинственной смерти Щекочихина, тоже значительно меньше стало разоблачительных статей. После убийства Политкоской уже никто не пишет так о Чечне, как она и так далее. Это тактика запугивания, тактика убийств приносит свои плоды.



Елена Фанайлова : Евгений, как вы считаете, тем, кто это сделал, важно было не допустить Каринну Москаленко в процесс по делу об убийстве Анны Политковской, или это, собственно, акция по устрашению и запугиванию, как вы выразились?



Евгений Ихлов : Это акция запугивания. Понимаете, процесс ведь на неделю откладывается. Это не принципиально. Процесс будет длинный. Нет, это акция запугивания. Я еще раз говорю, это же была не смертельная доза.



Елена Фанайлова : Так считает Евгений Ихлов, подписавший обращение движения "За права человека в защиту" адвоката Каринны Москаленко. С ее участием или в ее отсутствие, слушания по делу об убийстве Анны Политковской продолжатся 17 ноября с участием суда присяжных.



Кирилл Кобрин : Спасибо, Елена!



XS
SM
MD
LG