Ирина Лагунина: Как финансовый кризис влияет на вашу жизнь? Судя по опросу на нашей интернет-странице, на жизнь 60 процентов наших читателей и слушателей он совсем не влияет, и только 20 процентов говорят, что он их как-то затронул. Любопытно, что это отражается и на привычках российского населения. Мы рассказывали на днях, как изменился рацион питания испанцев – диетологи предлагают заменить обед чечевичной похлебкой, очень питательно. И расскажем в будущих программах о проблемах продуктовых магазинов в Турции. А вот в России диетологи говорят, что у человека должно быть право на полноценный обед. Рассказывает Ольга Вахоничева.
Ольга Вахоничева: «Право на обед, ограничению нет» - акцию под таким девизом намерены провести сотрудники московского центра социально-трудовых прав. Они утверждают, что сегодня в России работодатели на каждом шагу нарушают права своих подчиненных, лишая их возможности спокойно пообедать. Рассказывает юрист центра социально-трудовых прав Галина Енютина.
Галина Енютина: Несколько причин, почему мы ее проводим. Первое – это то, что нарушение права работника на питание в период рабочего дня, оно нарушается повсеместно. То есть мы делали мониторинг и очень много фактов, когда людям не предоставляют возможности обедать или работодатель требует, чтобы одновременно с приемом пищи выполнялись трудовые обязанности – прием звонков, переговоры с клиентами и прочие дела. Во-вторых, мы видим возможности, которые работниками не используются на переговорах с работодателями по поводу все-таки предоставления права иметь полноценный обеденный перерыв. И в-третьих, мы хотим научить людей тому, как необходимо защищать свои права, как собирать доказательства, что нарушением прав на обеденный перерыв причинен вред здоровью, чтобы содействовать тому, чтобы работодатели это право не нарушали. Мы сейчас ведем переговоры с несколькими предприятиями общественного питания, то есть мы хотим агитационные материалы таким образом распространить.
Ольга Вахоничева: Столовые, как пункты общественного питания на предприятиях были широко распространены в советские времена. Стандартный набор блюд и экономия времени, не надо выходить за пределы организации, вот главные преимущества корпоративного пункта общепита. Сейчас это большая редкость. По данным, консалтинговой компании «Амико» собственную столовую имеют лишь 13 процентов российских предприятий. Сотрудники остальных вынуждены либо голодать весь рабочий день, либо искать близлежащее кафе или ресторан. С юридической точки зрения дирекция не обязана организовывать у себя на предприятии кафе или столовую, говорит юрист центра социально-трудовых прав Анна Гвоздицких.
Анна Гвоздицких: По Трудовому кодексу такой обязанности у работодателя нет, а есть обязанность предоставлять обеденный перерыв. В законе называется перерыв для отдыха и питания, то есть он не является рабочим временем, не оплачивается. В ряде случаев невозможно по условиям производства предоставлять такой перерыв. Соответственно, если такие условия есть, не во всех организациях, имеется в виду должно быть объективное наличие, то есть конвейерное производство, что-нибудь другое непрерывное, в таком случае работодатель обязан предоставить работникам, в законе сказано, возможность отдыха и приема пищи в нерабочее время.
Ольга Вахоничева: Многие предприятия предпочитают не организовывать столовую по нескольким причинам. Это дополнительные расходы, бесконечные проверки. Между тем, российские диетологи высказывают тревогу в связи с прогрессирующим ухудшением здоровья работающего населения. По оценке врачей, из-за плохого питания растет число людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и имеющих другие серьезные проблемы со здоровьем. По данным НИИ питания российской академии медицинских наук в России 60 процентов женского и 50 процентов мужского населения старше 30 лет страдают избыточным весом. Рассказывает руководитель диетологической клиники, врач-диетолог Алексей Ковальков.
Алексей Ковальков: Я заметил в последние годы, что если раньше мои клиенты были в основном люди состоятельные, то сейчас обращаются и люди из достаточно низких слоев общества, то есть из самых бедных. И эта проблема касается любого слоя общества, поскольку и тот, и другой слой находится в стрессе. А стрессовая ситуация порождает желание ее заесть. Поэтому во всех слоях общества сейчас доминирует избыточный вес и ожирение. И если вы посмотрите статистику, то она просто ужасающая. По сравнению, например, с европейскими странами мы уже выходим на первое место. Я думаю, скоро догоним и обгоним Америку. Диабет, о котором сейчас мало кто говорит, все говорят о СПИДе, но сахарный диабет – это заболевание, от которого смертность очень высокая и порождает массу других заболеваний. Об этом сейчас мало кто говорит, но если вы посмотрите любой продукт питания в нашем магазине, везде содержится сахар. Сахар в том виде, в котором его продают, рафинад, он никогда не был свойственен к употреблению человеком. Белый сахар-рафинад по своим свойствам напоминает героин. Вся индустрия питания построена именно на быстрых углеводах.
Ольга Вахоничева: Доктор Ковальков, кстати, не сторонник питания в строго определенное время, и как следствие он считает, что организация стационарных кафе или столовых на предприятии необязательна.
Алексей Ковальков: Ребенка, допустим, с детства приучают – завтрак во столько-то, обед во столько-то, ужин во столько-то. Все это хорошо, нас всех приучали. Но проходит время, ребенок вырастает, идет в институт, начинаются лекции, а у него в это время обеденный перерыв должен быть, а у него лекция. Или на работе, в командировке. В это время он приучен выделять желудочный сок, все ферменты. Что происходит? Происходит переваривание ферментами самого желудка. В результате по выходу из института половина студентов имеют гастрит, гастроэнтерит, а то и язву. Поэтому питание по часам – это глубокое заблуждение, пришедшее к нам из глубокой древности. Человек должен питаться тогда, когда он хочет есть. А для этого существуют определенные методы, для этого совершенно необязательно находить столовую. Столовая, она готовит опять же к определенным часам. Вот вы, например, постоянно питаетесь в столовой, потом вдруг вы меняете место работы, где этой столовой нет или где столовая работает в других часах или, допустим, завтрак они готовят, а обед и ужин вы должны готовить сами. И у вас режим питания сразу нарушается, это отражается на вашем здоровье. А если вы приносите с собой на работу еду, не пирожные, как у нас любят чайку попить, конфеткой закусить, а именно приносите с собой здоровую еду, те же йогурты, например, творог, овощи, пожалуйста, орехи, сухофрукты, то вы вполне можете рационально сбалансировать свое питание даже этими простыми продуктами и ничуть не хуже будет, чем в столовой, где, кстати, вы не знаете, что кладут в эту еду и где вы никак не можете контролировать компоненты, которые находятся в данной пище.
Ольга Вахоничева: То есть вы в принципе не считаете, что на предприятии обязательно должно быть организовано питание?
Алексей Ковальков: Я так не считаю. Больше того, я думаю, что это даже вредно в некоторых случаях, потому что контроль за этим питанием, если возьмете крупное производство, там есть врач-диетолог, там есть врач-гигиенист, который ходит, контролирует, как правильно готовят. Можно же взять на работу случайного человека, я имею в виду повара, который может потравить вам всю фабрику. А ответственность за это будет нести кто? Руководитель прежде всего. Поэтому в условиях крупного предприятия это все возможно, наладить таких специалистов.
Ольга Вахоничева: Не все диетологи разделяют точку зрения руководителя диетологической клиники, врача-диетолога Алексея Ковалькова. Доктора, безусловно, единодушны в том, что еда, приготовленная в заведениях общепита, может оказаться опасной для здоровья. Да и не всегда обед в кафе или ресторане работникам по карману. Вот что по этому поводу говорит врач-диетолог центрального научно-исследовательского института гастроэнтерологии Тамара Попова.
Тамара Попова: Я консерватор и приверженец старой системы питания. Институт питания, который основан был в 24 году и проблемы питания были рассмотрены профессором, они не устарели до сих пор. Это проблемы, которые касаются почти всех, может быть за редким исключением, всех по лечебному питанию, всех заболеваний. Смысл остается один – питание должно быть правильным. То есть сбалансированным, то есть оно должно отвечать как физическим потребностям, то есть, например, для разных категорий населения, для тяжелых профессий – это одна формула питания, один каллораж, для лиц умственного труда другой каллораж, для детей третий каллораж, для спортсменов четвертый каллораж и так далее. Что такое фаст-фуды, что такое перекусы, что такое питание в наших современных кафе? Все-таки это не рациональное питание, это несбалансированное питание. Это питание в основном углеводистое, оно с большими специями. Известно, что при диспансеризации из троих молодых людей до сорока возьмем, то двое из них обязательно страдают или гастритом или синдромом раздраженного кишечника, то есть заболевания желудочно-кишечной сферы. Поэтому это обязательно не только для профилактики заболеваний, но и вообще для жизни. Человек должен питаться нормально, питание должно быть приближено к домашнему питанию. Мне кажется, каждая фирма, которая себя уважает, она должна организовать это питание. Мне кажется, сейчас возродятся фабрики заготовочные. Рациональное зерно вернется. Потому что это здоровье нации, здоровье населения, в конце концов это производительность труда, меньше больничных листов, а это выигрыш всегда, когда государство забоится о своих гражданах, то оно и получает выгоду. Потому что единственный капитал – это народ.
Ольга Вахоничева: Такова точка зрения говорит врача-диетолога центрального научно-исследовательского института гастроэнтерологии Тамары Поповой.