Ссылки для упрощенного доступа

В России создан совет при президенте по развитию финансовых рынков


Программу ведет Марк Крутов.



Марк Крутов: Российские власти продолжают искать пути выхода из финансового кризиса. Премьер-министр Владимир Путин вчера вечером объявил об очередном укреплении за счет бюджетных средств системы страхования вкладов. А указом Дмитрия Медведева была создан совет при президенте по развитию финансового рынка. Этот орган возглавит первый вице-премьер Игорь Шувалов, секретарем совета утвержден Владимир Миловидов, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам, той самой, что своими распоряжениями приостанавливает и возобновляет торги на российских фондовых биржах. Именно Миловидов в интервью газете "Ведомости" в понедельник прямым текстом заявил, что никто из российских чиновников, включая его самого, не имеет достаточного опыта действий в ситуации кризиса, подобного нынешнему.


Создание совета по развитию финансового рынка - это не столько попытка властей отреагировать на кризис, сколько стремление извлечь из него выгоду, считают эксперты. Возможно ли это в принципе? Учредить такой орган планировалось еще до активной фазы мирового финансового кризиса. Российское руководство неоднократно заявляло о намерении сделать Москву одним из мировых финансовых центров. Это в частности было и одним из пунктов предвыборной программы тогда еще кандидата в президенты Дмитрия Медведева. Теперь же ситуация как на мировых, так и на российских рынках существенно изменилась. Чем будет заниматься совет по развитию финансового рынка в новых условиях? Станет ли он еще одним инструментом по борьбе с катастрофическим удешевлением акций некоторых российских компаний или с его помощью государство сможет обратить в свою пользу ситуацию на мировом рынке? Об этом я спросил ректора Высшей школы экономики, профессора Евгения Ясина.



Евгений Ясин: Я лично глубоко убежден в том, что кризис нынешний имеет временное, проходящее значение. Он, безусловно, приведет к определенным изменениям в российской экономике, многие ее параметры будут дальше меняться несколько иначе, чем до сих пор. Но я не думаю, что это повлияло бы на существование такого института, как фондовый рынок. Это исключено. А раз так, то возникают вопросы его функционирования, создания соответствующей инфраструктуры и так далее, и тому подобное. В тех предложениях, которые были по созданию в Москве международного финансового центра, было несколько разумных мыслей, которые как раз заключаются в том, чтобы подогнать эту инфраструктуру, сделать условия торговли здесь не хуже, чем на других площадках. И это надо сделать. Почему нет, это не повредит. Другое дело, что к этому надо добавить привлекательный климат, такое дружественное отношение к инвесторам. Вот это проблема для нас, потому что каждый раз у нас по отношению к инвесторам возникают какие-то политические требования и не напрямую, так косвенно задаются такие политические требования, но вот с этим трудно что-то сделать. Или же нравы у нас такие разгульные тоже бывают. А в остальном я вижу, все равно деньги будут приходить на такой рынок не потому, что кто-то решил в Москве или будут решения совета этого рынка, а принципиально важно, если этот совет с помощью президента может нарастить инфраструктуру, повысить культуру торговли, то это хорошо.



Марк Крутов: Евгений Ясин с мнением о том, станет ли Москва одной из ведущих финансовых площадок мира наряду с Нью-Йорком, Лондоном или Токио благодаря созданию совета по развитию финансового рынка.


Еще один вопрос, который волнует многих экспертов в эти дни и напрямую касается всех жителей России, появятся ли в результате кризиса в стране новые монополии, что может привести к росту цен на целый ряд продуктов и услуг. Вот что думает о вероятности такого развития событий еще один наш эксперт - директор центра изучения элит Института социологии Российской Академии наук Ольга Крыштановская.



Ольга Крыштановская: Я думаю, что государство выиграет в результате этого кризиса и государство будет самым большим победителем. Государство имеет ресурсы, финансовые ресурсы для спасения тех компаний, которые оно захочет. Прежде всего, это будут крупные компании с государственным участием и также дружественные Кремлю компании. Я думаю, что у них есть шансы выйти из финансового кризиса в плюсе. Они, возможно, приобретут другие компании, может быть даже станут монополистами в каких-то сферах. Мне кажется, что это очень хорошее время для того, чтобы наказать тех, которые, как в Кремле говорят, зарвались, ведут себя слишком самонадеянно, не очень послушны, может быть.



Марк Крутов: Евгений Ясин комментирует такой сценарий последствия финансового кризиса.



Евгений Ясин: В принципе, могут, это возможно. Если у вас возникает ситуация, когда государство дает деньги, как бы становится совладельцем многих компаний, а потом оно вознамерится продавать, то у него, конечно, будет соблазн продавать своим. Соответствующие лоббисты будут крутиться возле правительства со страшной силой. Единственное, что меня оставляет оптимистом, это то, что можно еще и перепродавать. Я не знаю, с этим, по-моему, ничего сделать нельзя. Остановить развитие событий можно только посредством разъяснения вреда такой линии. Я знаю, что в правительстве есть как сторонники, так и противники такого направления развития. Надеюсь на то, что противники окажутся сильнее.


XS
SM
MD
LG