Ссылки для упрощенного доступа

Может ли президент Дмитрий Медведев помиловать Светлану Бахмину


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Александр Гостев : Бывший юрист ЮКОСа Светлана Бахмина, приговоренная к шести с половиной годам лишения свободы за экономические преступления, сегодня подала прошение о помиловании на имя президента России. Суды, несмотря на положительные характеристики администрации колонии, дважды отказывали Бахминой в условно-досрочном освобождении, на которое она претендовала, поскольку отбыла в заключении более половины назначенного судом срока. Над этой темой сегодня работала корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.


Марьяна, здравствуйте! Вам слово.



Марьяна Торочешникова : Здравствуйте, Александр! "Я впервые судима, положительно характеризуюсь по месту прежнего жительства и работы, а также администрации колонии, имею поощрения за добросовестный труд и участие в общественной жизни колонии", - это я цитирую прошение о помиловании Светланы Бахминой. Одним из таких поощрений был отпуск домой, где Светлану ждут муж и два маленьких сына. Сейчас Светлана Бахмина беременна. По прогнозу врачей она должна родить уже в декабре. По ее словам, рождение ребенка в неволе не может не отразиться на его жизни и состоянии здоровья. А помилование - это последняя надежда.


В условно-досрочном освобождении суд отказал дважды. Основным условием помилования считается раскаяние просителя. И Бахмина, которая ранее отрицала свою вину, теперь раскаивается. Говорит адвокат Светланы Бахминой Роман Головкин.



Роман Головкин : Для нас, для Светланы - это уже в принципе давно свершившийся факт, что она вину признала. У нас уже просто с мая месяца идет процесс по условно-досрочному освобождению. И уже на той стадии, когда готовились документы к этому, уже там Светлана в своем ходатайстве об УДО писала о том, что она вину свою признает и в содеянном раскаивается. В этом ходатайстве, мы специально на этом просто не останавливались, поскольку для Светы это как бы пройденный этап, то есть поэтому на нем внимание особенно не заостряла.



Марьяна Торочешникова : Прошение о помиловании Светланы Бахминой должно пройти сложную бюрократическую процедуру, прежде чем попадет на стол президента. Литератор Мариэтта Чудакова участвовала в первой, ее еще называют ельцинской, комиссии по помилованию. По ее словам, с тех пор как Владимир Путин в 2002 году расформировал эту комиссию, отдав вопросы о помиловании на откуп губернаторам, точнее созданных при них комиссиям, помилование в России как таковое перестало применяться. В прошлом году, например, президент Путин не помиловал ни одного человека.



Мариэтта Чудакова : Если сравнить с тем, что наша комиссия снижала наказание 10-12 тысяч людей в год. Это играло огромную воспитательную роль, о чем рассказывали нам начальники колоний. Как они выстраивали всю колонию и объявляли указ президента и говорили - вот вам всем наука, старайтесь и вы вести себя положительно, и вы будете помилованы. Сейчас этого ничего нет. И, конечно, эти комиссии превратились в совершенно бюрократический бессмысленный аппарат. Боюсь, если не найдется активных и порядочных людей в этой комиссии в мордовской, которые будут во что бы то ни стало добиваться, чтобы как можно быстрее прошение дошло до президента, если они не будут этого добиваться, то все это погрязнет.



Марьяна Торочешникова : Свое прошение о помиловании Светлана Бахмина подала на две недели позже, чем в интернете появилось письмо в ее поддержку. На сегодняшний день под обращением на имя президента Медведева о помиловании Светланы Бахминой уже подписалось более 53 тысяч человек. Говорит один из инициаторов проведения этой акции по сбору подписей в поддержку Светланы Бахминой Сергей Золотухин.



Сергей Золотухин : Я, в общем-то, не являюсь высоко активным в социальном плане товарищем, но меня, как, в общем-то, наверное, любого нормального человека беспокоит в принципе не соответствие законов и действительности. За эти две недели, которые прошли с момента открытия сайта, мое отношение к происходящему в корне изменилось. Сначала это был еще один проект, какая-то игрушка, возможно, то сейчас для меня это более серьезно. Мне очень приятно, что люди в принципе заходят на сайт и оставляют свои подписи. И еще более мне приятно то, что люди стараются как-то помочь - делают нечто большее, чем от них требуется.



Марьяна Торочешникова : Говоря о такой помощи и поддержке, Сергей Золотухин имеет в виду людей, которые готовят переводы для интернационального сайта, который вот-вот появится, людей, оплативших помещение баннера этого сайта на Google . Сам Сергей признается, что поддержка Светланы Бахминой, с которой он, кстати, не знаком лично, не имеет ничего общего с его политическими пристрастиями. В этом деле для него вообще нет политики.



Сергей Золотухин : Самым первым ответом, когда я разослал друзьям ссылку, был ответ насчет того, что мы готовим отчет о количестве мест в будущих лагерях. А вообще говоря, безусловно, отношение моих друзей ко мне не изменилось. Нашлись люди, которые это подписали. Но, я думаю, что моих знакомых это волнует постольку, поскольку здесь есть человеческий вопрос, а не политический. Все-таки когда я думаю о Светлане, я в ней в первую очередь вижу человека, которому по разным причинам (я даже не пытался разобраться) не повезло очень здорово. Виновна она или нет - для меня это совершенно не имеет никакого значения. Поэтому какого-то политического оттенка в моей жизни все это не получило совершенно.



Марьяна Торочешникова : Сегодня организаторы вот этой акции - в поддержку Светланы Бахминой - заявили о том, что в ближайшие два дня целый том (там более тысячи страниц) подписей отнесут в администрацию президента вместе с этим обращением, под которым подписи собирались. Но, тем не менее, сайт будет еще функционировать. В поддержку Светланы Бахминой также выступили и члены Общественной палаты. 15 октября группа известных российских юристов, правозащитников, деятелей культуры обратилась к Дмитрию Медведеву с просьбой помиловать Светлану Бахмину. "Просим Вас совершить акт милосердия. Дома у нее остались два мальчика - 7 и 9 лет. Она уже отсидела половину срока, а значит у нее появилось право на условно-досрочное освобождение", - говорится в этом обращении, которое подписали Алла Гербер, Николай Сванидзе, Евгений Ясин, Генри Резник, Анатолий Кучерена и Вячеслав Глазычев. Но пока ни о какой реакции из Кремля на все эти обращения неизвестно. И совершенно невозможно прогнозировать - какое решение примет Дмитрий Медведев.



Александр Гостев : Марьяна, спасибо!



XS
SM
MD
LG