Ссылки для упрощенного доступа

Во Всероссийском фонде культуры открылась фотовыставка "Сносит нельзя реставрировать"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Михаил Саленков: В Москве под разными предлогами неустанно уничтожается историческая застройка, в том числе - историко-архитектурные памятники федерального значения. Этой проблеме посвящена открывшаяся во Всероссийском фонде культуры фотовыставка под названием "Сносит нельзя реставрировать". Каждый посетитель должен сам решить, где поставить в этом предложении запятую.



Лиля Пальвелева: Каждому, пришедшему в усадьбу Лорис-Меликова в Милютинском переулке, где и находится Фонд культуры, предложат заполнить специальную анкету. Указав свою фамилию и род занятий, в списке из тридцати пока еще существующих, но обреченных объектов следует на выбор поставить галочку - соответственно, в графе «реставрировать» либо «снести».


Главный редактор сайта «Москва, которой нет» Юлия Мезенцева сообщает.



Юлия Мезенцева: На сайте такого голосования нет, потому что позицию своих читателей мы знаем более чем. Здесь мы предоставили возможность тем, у кого нет интернета, тоже как-то выбрать, потому что не секрет, что определенная возрастная аудитория у интернета, а есть и другая аудитория, которая интернета в глаза не видела. Посмотрим, конечно, как будут заполнены бюллетени, тем не менее, это будет такое изучение общественного мнения.



Лиля Пальвелева: Организаторы выставки «Сносить нельзя реставрировать» решили попросить заполнить анкету и тех, от кого зависит судьба памятников и при чьем попустительстве, а то и прямом участии они погибают.


Вот реплика руководителя проекта «Москва, которой нет» Адриана Крупчанского.



Адриан Крупчанский: Поскольку есть ряд чиновников, которых мы просим заполнить эти бюллетени, нам жутко интересно, как они их заполнят. Если вдруг они наберутся смелости и заполнят, в каких-то случаях, конечно, утешением это не будет, но, по крайней мере, мы покажем, это будет интересно. Потому что есть 30 объектов, и если чиновники, например, из Москомнаследия, из Росохранкультуры, которые могут повлиять, остановить это вот безобразие, если они все напишут, что они за, то тогда, мне кажется, им будет сложнее.



Юлия Мезенцева: Это, наверное, своего рода венецианская хартия для реставраторов, вот это примерно то же самое, только для чиновников. То есть какая-то его собственная подпись о том, что он решил это здание сохранить.



Лиля Пальвелева: Надеется Юлия Мезенцева. А сохранять надо без промедления. Вот подпись к одному из фотоснимков выставки, на котором - всем хорошо знакомый дом, тот самый, под которым старый вход в станцию метро «Маяковская»: «Выявленный памятник культурного наследия, простым горожанам известен как «Колбаса» - по имени посещаемого некогда магазина. Построен в 18 столетии, в 1860-е годы перестроен по проекту архитектора Никитина. В этом доме жил художник-передвижник Перов, написавший здесь «Тройку», «Утопленницу» и «Птицелова». К концу 1990-х годов дом был отключен от сетей электроснабжения, из него были выселены арендаторы. Здание пустует, затянуто фальшфасадами. В планы столичных властей входит строительство на месте этого дома 10-этажного торгово-строительного комплекса».


Юлия Мезенцева рассказывает о тактике столичных властей.



Юлия Мезенцева: Есть такой тип угроз, как запустение, когда дом просто бросается с выбитыми окнами, с раскрытой крышей зачастую, доводится до аварийного состояния. И дальше единственным способом реставрации признается уже его разборка. Есть другой тип угроз - это перекрытие дворов, то есть, есть Провиантские склады, Старый монетный двор, особняк на Большой Никитской, - когда сам памятник остается где-то внутри, но его уже особенно не увидят, потому что он становится интерьером какого-то там большого закрытого двора, который превращается уже в одно большое помещение. Есть те, куда близко подобрался так называемые гостинично-офисно-торговый бизнес. Видимо, центр Москвы больше всего нуждается в магазинах, офисах и гостиницах. То есть я вам не назову, где снесли бы что-то, скажем, под больницу или под школу, но вот под очередной торговый центр - назову сразу же. Есть еще один тип угроз - это изменение облика площадей московских. Сейчас площадь Тверской заставы - можно посмотреть, во что это преобразовалось. И, соответственно, искажение городских видов, оно представлено в этом зале. И я еще помню, как несколько лет назад говорили о том, что на Красной площади никогда не будет видно эту гостиницу - и вот, пожалуйста, это уже не фотошоп, это то, что есть.



Лиля Пальвелева: А теперь - слово куратору выставочного проекта «Против лома» Константину Михайлову.



Константин Михайлов: Если вспомнить выставку «Против лома», которая несколько раз проходила в Москве, и первый раз - в 1999 году, с тех пор прошло уже 10 лет почти, и если подводить итоги этого десятилетия, то создается впечатление, что за это время принят федеральный закон об объектах культурного наследия, московский закон соответствующий, 40-й московских закон об охранных зонах, обсуждались эти проблемы на Госсовета, реорганизована несколько раз структура федеральных органов охроны наследия, московский орган дошел до статуса комитета, то есть, казалось бы, бурная деятельность, тонна важных и нужных бумаг, а вот здесь, на земле, по которой ходим мы, по нашим улицам и площадям, происходит все то же самое, к сожалению, что и 10 лет назад. Меняются только адреса новых утрат и новых угроз.



Лиля Пальвелева: Подсчитано: каждый год Москва теряет более десятка памятников исторической застройки.


XS
SM
MD
LG