Ссылки для упрощенного доступа

Россия, Иран и Катар договорились о создании «большой газовой тройки»


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марк Крутов.



Андрей Шароградский: На этой неделе Россия, Иран и Катар договорились о создании так называемой «большой газовой тройки». Министры нефти Ирана и Катара, а также представители российского «Газпрома» будут встречаться на регулярной основе «для обсуждения важнейших вопросов развития газового рынка, представляющих взаимный интерес. Эта новость была воспринята в западных странах как очередной шаг на пути к созданию картеля стран-экспортеров газа - по аналогии с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК).



Марк Крутов: На долю России, Ирана и Катара приходится 56 процентов известных запасов природного газа на земле. Некоторые из них, особенно в Катаре, находятся на стадии освоения, а энергетическая инфраструктура Ирана в газовой сфере развита так слабо, что власти этой страны вынуждены даже закупать газ в Туркмении. Несмотря на это, в среду против возможности создания газового картеля выступил представитель Еврокомиссии Ферран Тарраделлас. А в США в июне прошлого года сенат чуть было не принял поправки к «Акту о чистой энергии», позволяющие властям страны применять санкции к любому государству, участвующему в энергетических картелях: закон был отклонен лишь только после того, как на него пообещал наложить вето президент Джордж Буш.


На встрече в столице Катара Дохе Россию представлял глава «Газпрома» Алексей Миллер. Вот что он сказал журналистам после окончания переговоров...



Алексей Миллер: Учитывая общие стратегические интересы трех стран в газовой отрасли, учитывая потенциал трех стран в области газовой промышленности, а также учитывая, что России, Ирану и Катару принадлежат 3/5 всех мировых запасов газа, стороны договорились о том, что они будут на постоянной основе регулярно встречаться в трехстороннем формате.



Марк Крутов: Информационные агентства распространили также слова иранского министра нефти и главы Национальной нефтяной компании Хоссейна Нозари.



Хоссейна Нозари: На долю Ирана, России и Катара приходится почти 60 процентов мировых запасов газа. Мы заинтересованы и серьезно настроены сформировать организацию стран-экспортеров газа.



Марк Крутов: Прокомментировать возможные последствия создания газового картеля мы попросили Чарльза Эссера, специалиста по мировой энергетике из брюссельской международной кризисной группы. В прошлом году на международном конгрессе по вопросам нефти и топлива в Мадриде Эссер представил доклад, в котором объясняется озабоченность Европы в связи с планами создать объединение стран-экспортеров газа.



Чарльз Эссер: Если говорить о запасах, то Россия, Иран и Катар действительно являются (в порядке убывания) обладателями трех крупнейших в мире запасов природного газа. Еврокомиссия уже заявила, что выступает за продажу любого топлива на свободном и открытом рынке. Почему Европа против энергетических картелей? Потому что картель может сократить добычу или продажу топлива, тогда его цена для потребителей вырастет.



Марк Крутов: Европейцы уже потребляют огромное количество газа - более 300 миллионов кубометров ежегодно. Одним из основных поставщиков является российский «Газпром». Несколько месяцев назад представители этой компании заявили, что цена на газ для Европы в будущем году может вырасти до 500 долларов за 1000 кубометров. Планы по созданию газового картеля, опасаются в европейских странах, могут еще больше увеличить стоимость этого топлива.


Однако, сформировать газовый картель не так просто, как нефтяной. Объясняет Чарльз Эссер...



Чарльз Эссер: Создать газовый аналог ОПЕК сложно. Почему? Газ, в отличие от нефти, не продается на открытом мировом рынке. Исключение составляет сжиженный природный газ, но объемы торговли им ничтожно малы.



Марк Крутов: Также, замечает Эссер, доставка природного газа к потребителю сильно отличается от доставки нефти.



Чарльз Эссер: Доступ к большей части газовых запасов существенно затруднен. Для этого доступа используется сложнейшая инфраструктура, в первую очередь газопроводы. У многих газовых компаний есть долгосрочные контракты со странами, через территорию которых эти газопроводы проходят, поэтому нельзя просто взять и в один момент подчинить работу всей цепочки газоснабжения нескольким странам.



Марк Крутов: По словам Чарльза Эссера, у России, Ирана и Катара слишком разные интересы в газовой сфере, поэтому у него есть сомнения в искренности желания этих стран создать глобальный газовый картель.



Чарльз Эссер: Я сомневаюсь, что в создании газового картеля действительно заинтересованы все эти три страны. Напрямую об этом пока заявил только Иран. Если говорить о Катаре, безопасность этой страны находится в сильной зависимости от Соединенных Штатов. Поэтому я сомневаюсь, что она по-настоящему заинтересована в каких-либо действиях, которые могут возмутить ее западных покровителей.



Марк Крутов: Также Чарльз Эссер уверен, что практиковать методы, которыми пользуется ОПЕК, то есть снижать добычу топлива с целью повысить на него цены на рынке, сейчас не в интересах Москвы и «Газпрома».



Чарльз Эссер: Если посмотреть в этой истории на интересы России, неужели она заинтересована в сокращении добычи газа? Я думаю, нет. Россия не делает таких масштабных инвестиций в свои газовые месторождения, какие сделали бы в аналогичной ситуации западные страны. Уже это приводит к снижению добычи и повышению цены. Еще сложнее представить себе, что Россия, открыв новые масштабные месторождения газа в Сибири, вдруг закроет их в рамках картельного соглашения с какими-либо другими странами.



Марк Крутов: И все-таки, как считает Эссер, более тесная координация стран-экспортеров нефти окажет определенное влияние на мировой рынок.



Чарльз Эссер: Наиболее вероятным итогом этих переговоров будет некоторое ограничение конкуренции друг с другом, например, чтобы вы какой-то момент поддержать высокие цены на сжиженный природный газ, доля которого на рынке, как я уже сказал, очень мала. Я думаю, это единственное, что может вызывать озабоченность в данном случае. А о глобальном повышении цен на газ и снижении его добычи в результате появления газового картеля беспокоиться не стоит.



Марк Крутов: Следующая встреча представителей государственных нефте- и газодобывающих компаний России, Ирана и Катара состоится в Москве 18 ноября. Участвовать в ней приглашены еще девять государств - Алжир, Индонезия, Ливия, Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Тринидад и Тобаго и Венесуэла. В качестве наблюдателей, как ожидается, в Москву приедут и представители Норвегии - одной из немногих европейских стран, добывающих и экспортирующих природных газ.


XS
SM
MD
LG