Ссылки для упрощенного доступа

Лия Ахеджакова: "Лично Бахминой хочу выразить свое сочувствие и стыд за то, что у нас происходит"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Карэн Агамиров.



Кирилл Кобрин: Представители творческой интеллигенции обратились с новым письмом к президенту России Дмитрию Медведеву о поддержке интернет-акции за помилование бывшего юриста ЮКОСа Светланы Бахминой. Подписавшиеся надеются, что это побудит руководителя государства отнестись к общественной инициативе с максимальным вниманием и ускорит процедуру рассмотрения петиции.


В письме подчеркивается необходимость проявить милосердие не только к Светлане Бахминой, но "ко всем осужденным женщинам, кто отбыл более половины срока и имеет несовершеннолетних детей; тем более применительно к тем из этих несчастных, кто ожидает рождения ребенка".


На сегодняшний день обращение подписали писатели Юрий Арабов, Борис Стругацкий, Борис Акунин, Людмила Улицкая, поэты Сергей Гандлевский, Лев Лосев, ученый Сергей Капица, музыкант Борис Гребенщиков, спортсменка Татьяна Навка, телеведущий Владимир Познер, режиссеры Сергей Бодров-старший, Иван Дыховичный, Владимир Мирзоев, актеры Лия Ахеджакова, Егор Бероев, Игорь Кваша и другие.


С народной артисткой России Лией Ахеджаковой беседовал корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.



Карэн Агамиров: «Уважаемый Дмитрий Анатольевич! - обращаются к главе государства деятели отечественной культуры!


"В российском интернете проводится беспрецедентная, стихийно возникшая кампания: десятки тысяч людей собирают подписи под обращением к вам. Мы решили выступить в поддержку этой инициативы от своего собственного имени, как деятели русской культуры, в традиции которой издавна входила милость к падшим призывать. Речь идет о судьбе Светланы Бахминой, матери двух малолетних детей, осужденной за экономическое преступление. Эта женщина отбыла более половины назначенного срока. Не имеет взысканий. В поощрение за примерное поведение ей даже давали отпуск. Теперь Светлана беременна: в декабре ей рожать. Несмотря на все эти обстоятельства, суд отказал ей в условно-досрочном освобождении, и эта немотивированная жестокость вызвала чувство протеста у очень многих людей, которые решили выступить на стороне милосердия. Не это ли и есть шаг к становлению гражданского общества, о значении которого вы говорите в своих выступлениях? Мы просим сделать все от вас зависящее, чтобы восторжествовали милосердие и великодушие".


У микрофона Радио Свобода - народная артистка России Лия Ахеджакова, подписавшая в числе других Обращение к президенту.



Лия Ахеджакова: Я просто умоляю... я не знаю, можно ли умолять о том, чтобы прекратить жестокость и такую ничем, ничем неоправданную возмутительную жестокость к человеческой жизни, к двум маленьким детям, к этой женщине, к будущему ребенку, который должен родиться в тюрьме по вине людей, которым некогда этим заняться или они не хотят этим заняться, или они не хотят этого разбирать. Ну, отпустите человека родить, отпустите человека к детям, отпустите молодую женщину! Столько людей не понимают, почему мы должны позориться, позорить державу этим сверхнепонятным делом. Ну, не заставляйте ее рожать в тюрьме еще одного несчастного, как в эти 1937-1938-е и так далее, и так далее. Дети, которые потом всю жизнь хлебали свое отечество - тюрьма. Ну что это такое? А лично Бахминой хочу выразить свое сочувствие и стыд за то, что это у нас происходит.



Карэн Агамиров: Почему все-таки, по вашему мнению, столько много деятелей русской культуры подписало это обращение, так же как и вы?



Лия Ахеджакова: Потому что среди нас есть здравомыслящие люди, хоть мы и деятели культуры, и принято сейчас и об интеллигенции, и об артистах, и о режиссерах говорить, как о недоумках, которых нельзя подпускать к политике. Но политики, извините меня, я не хочу всех объединять, но большинство из них так нехорошо себя зарекомендовало за эти наши годы, начиная с перестройки и раньше, и позже, иногда стыдно на них смотреть, то, что нам показывает Первый канал, иные лица и иные деяния, и когда мы узнаем, что их, там, ловит весь Интерпол за какие-то грязные криминальные дела, наши политики, наши сенаторы, наши депутаты... Боже мой, ну, почему не прислушаться к людям, которые не замешаны в том, что стыдно, на нас не лежит этого пятна? Ну послушайте нас, может быть, мы и в какой-то мере обыватели, но поскольку наша профессия - человеческая жизнь, человеческий характер, подлинность человеческих отношений, мы немножко в этом разбираемся, и мы знаем, где черное, где грязное.



Карэн Агамиров: Светлана Бахмина напомнила президенту Дмитрию Медведеву, что его предшественник Владимир Путин еще в 2002 году заявлял о необходимости помилования всех женщин-матерей, которые содержатся в местах лишения свободы вне зависимости даже от содеянного и отбытого ими срока наказания. Вот прошло шесть лет...



Лия Ахеджакова: Я знаю о многих таких благостных намерениях, которые никогда не были осуществлены, но это уж такова наша печальная история. Но милость, милосердие... если в Бога человек верит, а я вижу, что эти люди стоят в большие религиозные праздники в храме и держат свечку и крестятся на иконы, и общаются с нашими батюшками, ну, спросите у них… Нельзя без милосердия - Господь накажет, уж если чуть-чуть верите… Это первое, что мы узнаем, - милосердие. Нет другого пути. Милосердие. Иначе будем отвечать за страшные грехи.



Карэн Агамиров: Говорит Лия Ахеджакова.


XS
SM
MD
LG