Сегодня в Америке. Барак Обама планирует детали вступления в президентскую должность. Американская пресса на стороне Барака Обамы, утверждают социологи. От тепла расцветает душа, это доказывают ученые.
Юрий Жигалкин: Предвыборный штаб Барака Обамы объявил о том, что кандидат в президенты от демократической партии и его помощники начали планировать процесс, так сказать, приема дела от президента Буша с тем, чтобы в случае победы Обама без заминки стал у руля государства. Однако Джон Маккейн не готов отдавать Белый дом сопернику без борьбы. За менее чем две недели до выборов он усиливает атаки на конкурента.
Ян Рунов: Критикуя Обаму, Маккейн пытается говорить о том, что больше всего беспокоит сейчас американцев - экономика, работа, жилье, налоги на доходы тех, кто работает. Работающие американцы не хотят, чтобы другие жили за их счет. Поэтому находят отклик такие слова Маккейна...
Джон Маккейн: На этой неделе стало ясно, насколько сенатор Обама обеспокоен, что его программа перераспределения доходов может быть воспринята американцами как расширение системы wellfare , как выдачи денег тем, кто этого не заслужил, не заработал. И он срочно изменил свой налоговый план. Это еще один пример того, что он готов сказать, что угодно, лишь бы победить на выборах.
Ян Рунов: Одно из главных расхождений между кандидатами в области налоговой политики: Маккейн за снижение налогов, Обама - за повышение, но только для работающих супругов, которые зарабатывают в год более четверти миллиона, а таких в Америке примерно 5 процентов. Сенатор Обама, отражая выпады соперника, одновременно готовится к празднованию победы. Он открыто говорит о подготовке к процессу передачи ему власти, обсуждает со своими советниками по вопросам национальной безопасности, с какими внешнеполитическими проблемами он, как президент, может столкнуться в первую очередь. В своих выступлениях он уже звучит, как президент, несмотря на то, что, по некоторым опросам общественного мнения, он опережает Маккейна всего на 1 процент.
Тем временем приготовление к празднованию победы Обамы уже идут в его родном Чикаго. Об этом рассказал мэр города Ричард Дейли…
Ричард Дейли: Мы рекомендовали руководителям избирательной кампании Обамы взять на себя расходы по проведению празднества в честь победы нашего сенатора, а расходы немалые - дополнительная охрана, сверхурочные для полицейских, пожарных, "скорой помощи", празднества вне помещения, в парке - это инициатива сенатора.
- А вы, мистер мэр, за это?
Ричард Дейли: Думаете, я скажу "нет" сенатору Обаме? Да вы что! (смеются)
Ян Рунов: По словам мэра Чикаго, это будет самое грандиозное политическое празднество, которое обойдется в 2 миллиона долларов. Счет будет представлен избирательному штабу Обамы. Планируется, что по окончанию выборов вечером Обама объявит о своей победе в городском "Гранд-парке", где смогут собраться десятки тысяч людей.
Юрий Жигалкин: Американские средства информации почти не скрывают своих президентских предпочтений: журналисты предпочитают Барака Обаму. Среди информации о нем в печати и на телевидении преобладают позитивные материалы. Таков вывод, сделанный респектабельной социологической организацией "Центр Пью". Поступается ли американская пресса одним из своих главных принципов - непредвзятостью?
Аллан Давыдов: Независимый социологический "Центр Пью" изучил 2412 материалов 43 газет и кабельных новостных телеканалов, увидевших свет в течение последних шести недель. Обнаружилось, что только 14 процентов этих материалов выставляло в позитивном свете акции республиканца Джона Маккейна в то время как около 60 процентов содержали отрицательный подтекст. К Бараку Обаме СМИ отнеслись с явно большим расположением: 36 процентов позитива, 29 процентов негатива и 35 процентов - материалы со смешанными оценками. Что же может лежать в основе таких разных подходов прессы к кандидатам в президенты - ангажированность журналистов, их внутренние убеждения или некоторое чувство групповой солидарности? С таким вопросом я обратился к профессору журналистики Бостонского университета и сотруднику Гуверовского института Роберту Зелнику.
Роберт Зелник: Любому обладателю здравого ума, следящему за политической жизнью США, очевидно, что пресса окружила Барака Обаму особой добротой и заботой. Отчасти по идеологическим причинам, отчасти из-за присущего журналистам либерализма, отчасти объяснимого чувства гордости тем, что Обама - первый афроамериканец, по-настоящему серьезно борющийся за Белый дом. Многие очарованы его ораторским мастерством, его уверенностью и спокойствием в ходе избирательной кампании. Я не исключаю, что в день выборов все это может принять для Маккейна самый нежелательный оборот.
Аллан Давыдов: Руководитель "Центра Пью" Марк Джурковиц прокомментировал недоброжелательное отношение прессы к Маккейну так: "Во многом это вызвано реакцией самого Маккейна на обвал финансового рынка, а также падением его рейтинга. Негативный тон в освещении кампании Маккейна в СМИ еще не означает, что это освещение ведется недобросовестно". Профессор Зелник, вы согласны с такой трактовкой выводов исследования?
Роберт Зелник: Я очень уважаю Марка Джурковица и отчасти согласен с тем, что имидж Маккейна пострадал, когда он пытался приостановить свою предвыборную кампанию и перенести теледебаты с Обамой, устремившись в Вашингтон, дабы спасти страну от экономической катастрофы. Пресса вполне резонно охарактеризовала этот поступок Маккейна, как неразумный. В то же время мне кажется, что пресса не столько придирчива к Маккейну, сколько благосклонна к Обаме. Так, предлагаемый Обамой вариант пакета экономической помощи полон недостатков. Он, как утверждают эксперты, сильно завышает эффективность своего плана реформы здравоохранения. Но в прессе вы об этом едва ли прочтете. Журналисты не берутся за серьезный анализ позиций Обамы, но в то же время исследуют под микроскопом все предложения Маккейна. То есть мы имеем дело с неуравновешенным подходом. Хотя это не означает, что Маккейн не годится в президенты или что существует некая установка по его дискредитации.
Аллан Давыдов: Согласно тому же исследованию, освещение в прессе кампании предложенной Маккейном вице-президента Сары Пэйлин прошло путь от довольно позитивного до весьма негативного и более смешанного, в то время как его демократическому сопернику Джозефу Байдену СМИ уделяли наименьшее внимание.
Юрий Жигалкин : В четверг очередной жертвой финансового кризиса стал американский символ. Тот, кого называли финансовым оракулом, человек, чьи возможности, как считалось, превышали возможности американского президента. Бывший глава Федеральной резервной системы Алан Гринспен признал на слушаниях в палате представителей, что он в полном шоке от кризиса, захлестнувшего мир, как цунами. Он не мог его предвидеть. Человек, слово которого в течение 20 лет было истиной в последней экономической инстанции, отказался взять на себя вину за финансовые потрясения, но сказал, что в его представлении о финансовом процессе закралась серьезная ошибка. Он считал, что финансовые институции из-за инстинкта самосохранения не пойдут на чрезмерный риск и предохранят интересы акционеров. Исходя из этого, он выступал против чрезмерного государственного надзора за действиями финансовых рынков. Именно противодействие контролю со стороны государства и длительное снижение кредитной ставки, наводнившее мир долларами ставится ему в вину многочисленными критиками.
Совершенно неожиданный всплеск оптимизма относительно экономического будущего обнаружили социологи. Больше половины опрошенных американцев ожидают, что в ближайшие три месяца фондовые биржи стабилизируются, и экономическая ситуация улучшится. А через год, по их мнению, вернутся времена роста курсов акций и снижение безработицы. Мало того, 55 процентов опрошенных считают, что через год их дома будут стоить больше, а цены на бензин будут ниже. При этом 45 процентов опрошенных считает, что экономика скорее вернется к жизни с приходом демократа, 35 процентов ставят на республиканцев. Оптимизм на фоне рекордных потрясений на Уолл-Стрит, просто безработицы можно объяснить лишь заметным падением цен на горючее. Причем, этот оптимизм явно расходится со все более сумрачными прогнозами экономистов. Впрочем, если учесть, что экономисты до сих пор постоянно ошибались, может быть, ощущения людей заслуживают большего доверия?
Если бы американцам пришлось выбирать президента из тех, кто хорошо зарекомендовал себя в этой роли на киноэкране, то со значительным отрывом победил бы Гаррисон Форд, показавший себя идеальным президентом в фильме "Президентский самолет". Как сказала глава сайта "Мувифон", где был проведен опрос, американцы, прежде всего, ищут в президенте человека, способного легко войти в роль главнокомандующего. Интересно, что на втором месте афроамериканец Морган Фримен, исполнивший в фильме "Сильный удар" президента, спасающего землян от несущейся к земле комете. И лишь на третьем месте оказался Майкл Дуглас, создавший в фильме "Американский президент" образ человека, который, выбирая между любовью к женщине и президентством, готов поступиться Белым домом.
Если у человека теплые руки, то чаще всего и сердце у него тоже теплое, отзывчивое. К такому выводу пришли психологи Йельского университета, которые провели соответствующий эксперимент. Об этом сообщается в последнем номере журнала Science ("Наука").
Владимир Морозов: Опыт строился вокруг чашки кофе. Подопытному студенту давали в руки чашку с горячим или холодным напитком и описывали ему вымышленного человека с определенными качествами: осторожность, внимательность, общительность и так далее. Студент должен был дать этому персонажу свою оценку. Державший горячую чашку, как правило, отзывался о человеке лучше, чем тот, кто держал холодную. Теплорукие становились не только добрее, но и щедрее. За участие в опытах полагались купоны на мороженое. Их можно было взять самому или отдать приятелю. Те, что с теплыми руками, отдавали чаще.
Можно ли эти научные выводы внедрять в жизнь? Например, если вы хотите произвести хорошее впечатление на человека, надо ли угощать его чем-либо горячим или горячительным. Руководитель исследования, доктор Лоуренс Вильямс не советует торопиться с напитками. По его словам, надо просто обратить внимание на то, что на наше настроение влияют такие мелочи, как температура предмета, который находится у нас в руках. То есть, так сказать, физическая и психологическая составляющая связаны в человеке теснее, чем мы могли подумать. К тем же выводам своим путем пришли и многие миллионы американцев, не имеющих специального психологического образования и не работающих в Йельском университете. У них нередко портилось настроение, когда в доме понижалась температура. А когда становилось теплее, они добрели к жене и детям. Вот как объясняет эту закономерность известный американский экономист Бен Брокуэлл.
Бен Брокуэлл: Понижение цен на нефть сделало нашу жизнь гораздо легче. Зимой не придется держать температуру на термостате ниже той, к которой мы привыкли. Цены на отопительное топливо будут снижаться и дальше.
Владимир Морозов: Еще глубже пошла сотрудница Национального института душевного здоровья, доктор Кэролин Зинг. Она обнаружила, что одни и те же участки мозга отвечают за такие совершенно разные функции, как изменение температуры нашего тела и те решения, которые мы принимаем относительно впервые встреченного человека. В частности, заслуживает ли он нашего доверия и сочувствия. Как правило, чем нам теплее, тем мы добрее. Не отсюда ли и старая присказка - "взять его тепленьким"?
.