Ссылки для упрощенного доступа

Пространство Колчака на экране






Марина Тимашева: Илья Смирнов долго сопротивлялся, говорил, что с него хватит такого «возрожденного кинематографа», как «Девятая рота», «1612» и «Невская битва». И причем тут вообще он? Если коммерческие «проекты» телевизионного начальства не имеют отношения ни к истории, ни к искусству, то их должен рецензировать бухгалтер. Я еле уговорила его посмотреть очередной исторический блокбастер. Про адмирала Колчака.



Илья Смирнов: Эпиграфом к своему отчету я поставил бы высказывание одного исторического деятеля. «Русские после своей революции покончили со всеми, кто не был коммунистом… Просто расстреляли всех и каждого». Я вам потом скажу, чье это высказывание. А "Dago Film Productions" и "Дирекция кино Первого канала" блеснули не только деньгами, но и интеллектом. Каждый ход невероятно оригинален. Слово «адмиралъ» в названии, конечно, с твердым знаком в конце. А начинается житие адмирала Колчака с чего? Правильно, с иконы. Потом Колчак лично выигрывает морской бой у многократно превосходящих сил нарисованного в компьютере противника одним метким выстрелом из пушки – точь-в-точь как анекдотический персонаж из предыдущего блокбастера, «1612». Потом коллективная молитва экипажа проводит корабль через минные поля. А благословение Самого Государя Императора, плюс очередная икона, Высочайше подаренная, ведут адмирала через тернии гражданской войны. Ещё представлены лицемерные иностранцы с Запада, как бы союзники, а на самом-то деле предатели. Тоже оригинально в свете нынешней конъюнктуры. Поверх компьютерной стрелялки наклеили мелодраму, в которой все душевные терзания проиллюстрированы одним и тем же влюбленным выражением на кукольном личике главной героини, а если поставлена более сложная задача - например, показать, как же это наша героиня среди икон и лампад торжественным крестным ходом ушла от законного супруга к другому мужчине, у которого вообще-то своя жена и ребенок, - как это показать, не потревожив общего благолепия? Очень просто. Муж-то, он не просто нелюбимый. Он ещё решил перейти на сторону Советской власти. Какие ж могут быть после этого семейные обязательства?


Потому как Гражданскую войну вели иконописные белые офицеры, а против них «нечто», которое со зверской мордой, сморкаясь одним пальцем, режет ни в чем не повинных людей. Человек наивный спросит: нельзя ли было при таких сумасшедших деньгах показать Николая Второго и Керенского хоть чуточку более похожими на себя самих… Простите, а на что похоже все остальное? Просто представьте себе переход от начала фильма к его же середине. Матросы только что на наших глазах геройски сражались с немцами за царя и отечество под командованием своих любимых офицеров, и вдруг ни с того, ни с сего бросаются этих офицеров убивать. Показано во всех натуралистических подробностях и первое, и второе. Вопрос: почему они так поступают? Что с ними стряслось?


Должно же быть хоть какое-то объяснение. В таких выдающихся фильмах, как «Апартаменты зла», «Полемика с вампиром» и «Зомби возвращаются – 8» объяснения присутствуют. Какие – никакие. Джона покусала жужелица, он порос хитином и взбесился. Наши, с позволения сказать, деятели киноискусства даже до этого не унижаются. У них объяснения нет вообще никакого. Что открывает широкий простор для зрительского творчества в направлении либо масонских, сионистских, марсианских заговоров (нужное подчеркнуть), либо, извините, той версии, что русские – по природе своей какие-то недочеловеки, низшая раса, склонная к бессмысленным убийствам. Такой версии придерживались, сами знаете, кто. И цитата о России, которую я вам в начале привел, принадлежит Эрнсту Кальтенбруннеру (Цит. по: Голденсон Л. Нюрнбергские интервью. – Екатеринбург, У-Фактория, 2007, с. 226).


К самому Александру Васильевичу Колчаку это не имеет отношения, он был известный полярный исследователь, морской офицер, а в политике, через которую, себе на беду, вошел в историю, оказался просто не на своем месте. Вопреки тому, что с пафосом пропечатано в анонсе «Адмирала» - «остался верен прежней, старой России» - он не имел определенных взглядов, сначала, вроде как, монархист, потом поддержал Временное правительство, считая себя «совершенно свободным от всяких обязательств по отношению к монархии», http://militera.lib.ru/bio/plotnikov/05.html пытался самоопределиться в широком спектре от марксистов (встреча с Г.В. Плехановым, который потом сказал, что в политике Колчак «видимо, совсем неповинен») до черносотенцев. По свидетельству ряда источников, адмирал зачитывался «Протоколами сионских мудрецов» (которые печатали в Омске для его армии) и даже в союзнической миссии искал масонов http://jhistory.nfurman.com/lessons10/protokoly3.htm .


Карьера Колчака как Верховного правителя начиналась поздней осенью 18 года не молитвами, несколько иными звуками. Члены Учредительного собрания, которые осудили колчаковский военный переворот, оказались в омской тюрьме http://www.omsknews.ru/index.php3?id=35272


«К утру 23 декабря в тюрьму явился поручик Ф. Барташевский… потребовал выдачи ему арестованных, «основываясь на личном распоряжении верховного правителя»… эсеров Н. Фомина, Брудерера, Сарова, Локтева, меньшевиков Барсова, Марковецкого, Лиссау, фон Мекка, выдал расписку в «получении» и приказал вести их в гарнизонное собрание на «суд»… Вывел на улицу эту восьмерку вместе с теми, кого он доставил в суд ранее и кого уже осудили. Всех сбили в одну кучу, окружили конвойными и погнали на берег Иртыша…», где они были «расстреляны или убиты штыковыми ударами» http://scepsis.ru/library/id_1378.html ·


Нельзя не согласиться с профессором Иоффе Генрихом Зиновьевичем: когда матрос-анархист Железняков по поручению Ленина закрывал Учредительного собрания, депутатов просто разогнали. Колчаковцы освобождались от всенародно избранной власти более жестоко. http://www.sibmuseum.ru/kraeved/Sobitia/rasstrel_h.htm Хотя сам адмирал отрицал свою вину, говорил, что «трупами учредиловцев крайне правые силы рассчитывали дискредитировать его режим и его лично». На похороны депутата Фомина Нила Валерьяновича (председателя правления сибирского кооперативного союза) http://www.kamsha.ru/uvletchen/kolchak/interrogation/appendix.html даже прислал своего адъютанта. Впрочем, и убийц не наказал. Т.е. крайне правым не угодил нерешительностью и интеллигентностью, но его режим, установленный в результате вот такого переворота, вот такими людьми дальше развивался по собственным законам, и за год добился того, что против адмирала восстали практически все и повсюду. В фильме показано: поезд правителя проехать не может, железнодорожники собираются взорвать пути, к окнам не подходите, крестьяне будут стрелять, но почему – бог весть, наверное, с ума сошли, непонятно даже, что за Политический Центр такой сверг и арестовал Колчака


http://www.hrono.ru/organ/rossiya/polit_centr.html


Господи, всё это можно было бы по-человечески показать, в том числе и трагедию офицерства в Гражданской войне (мы как-то с вами этот сюжет как-то уже обсуждали http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/05/24/20070524152112200.html#top ). И личную трагедию Колчака показать. А показали антисоветскую листовку в мыльном соусе.


Кстати, смотрел недавно и в театре представление в том же жанре на тот же самый сюжет про Колчака, и тоже было стыдно за талантливого актера, который согласился подрабатывать массовиком в «Союзе Меча и орала».


Ну да бог с ними, артисты люди подневольные. А вот у заказчиков получается конфликт интересов. С одной стороны, интерес патриотический требует наконец-то прикрутить антикоммунистический вентиль, потому что все недоброжелатели нашей страны атакуют ее именно с таких позиций: музеи советской оккупации, геноцидомор и прочее. Можно ли этому противостоять, если сам повторяешь как «Попка дурак» то же самое? С другой стороны, есть классовый интерес. А он велит как раз упорно и тупо, как сваи в грунт, вколачивать в сознание простонародья: не дай вам бог поднимать руку на господ, на господскую собственность. Чтобы на любое движение в эту сторону, к «пересмотру итогов приватизации», вырабатывался условный рефлекс: только плохие дети делают это! очень плохие! грязные «совки»! И получается у нас, судя по репертуару, что классовое чувство сильнее. Все как доктор Маркс прописал.



Марина Тимашева: Дослушав Илью Смирнова, я вспомнила недавнюю историю в одном провинциальном театре. Там режиссер предложил поставить «Трех толстяков». Начальство отсоветовало: мол, зовет это произведение к мятежу.











Материалы по теме

XS
SM
MD
LG