Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Последняя десятидневка президентской кампании: Джон Маккейн пытается избавиться от клейма отстающего. Захлестнет ли Россию глобальная рецессия?



Юрий Жигалкин : Последняя десятидневка президентской кампании: Джон Маккейн пытается избавиться от клейма отстающего. Захлестнет ли Россию глобальная рецессия? Таковы темы уик-энда в рубрике «Сегодня в Америке».


За девять дней до президентских выборов Джон Маккейн продолжает отставать от Барака Обамы согласно результатам опросов общественного мнения. Он продолжает надеяться на то, что ему удастся найти слова и аргументы, которые найдут отклик у небольшой прослойки избирателей в ключевых штатах, которые все еще могут принести ему победу. Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов : Сейчас в республиканском лагере рассчитывают на то, что избирателей встревожит перспектива иметь и президента-демократа, и большинство демократов в обеих палатах Конгресса. Если, убеждает избирателей Маккейн, демократы будут держать в руках и Белый Дом, и Конгресс, то они смогут беспрепятственно повышать налоги и увеличивать государственные расходы. Маккейн также фокусируется на планируемом Обамой перераспределении благосостояния, и на предсказании кандидата в вице-президенты Джо Байдена, что Обаме в первые же месяцы предстоят серьёзные испытания во внешней политике.



Джон Маккейн : Обаму больше интересует контроль над прибылью, чем создание условий для повышения прибыли, перераспределение благосостояния, чем создание условий для роста благосостояния. Я создам благосостояние для всех американцев.



Ян Рунов : На телеэкраны Маккейн выпустил новый агитационный ролик:



- Прислушайтесь к Джо Байдену, который говорит, к чему может привести избрание Барака Обамы: «Не пройдёт и 6 месяцев, как мир подвергнет Барака Обаму проверке на прочность международным кризисом. Даю гарантию, что это произойдёт». Это не должно произойти. Голосуйте за Маккейна!



Ян Рунов : Команда Маккейна отвергает данные опросов общественного мнения, согласно которым Обама лидирует с таким же отрывом, с каким в 2000 году Ал Гор лидировал в борьбе с Джорджем Бушем. Тем не менее республиканцы прекрасно понимают всю трудность своего положения, ибо обстановка в стране, прежде всего экономическая, не благоприятна для Республиканской партии. Как сказал председатель Республиканской партии штата Колорадо Дик Уодхэмс, «крах на Уолл-Стрите породил очень сильный встречный ветер».


В Колорадо за Маккейна готовы голосовать на 5 процентов меньше избирателей, чем за Обаму. Политический обозреватель Карл Камерон говорит:



Карл Камерон : Избирательный штаб Маккейна сократил здесь политическую рекламу. А Обама, наоборот, увеличил. Маккейн решил, что лучше потратить деньги в каком-нибудь другом штате.



Ян Рунов : Среди главных факторов, помогающих Обаме, редкая непопулярность президента Буша. Его рейтинг в среднем по стране упал ниже 30, а в ряде штатов намного ниже. Поэтому Маккейну очень непросто выиграть голоса даже консервативно настроенных избирателей, которые недовольны политикой президента-республиканца.



Юрий Жигалкин : Это был Ян Рунов. Политолог Мэрион Джаст, профессор Уллесли колледжа прокомментировала ситуацию накануне президентских выборов. У нее взял интервью Аллан Давыдов.



Мэрин Джаст : В настоящий момент для Джона Маккейна ситуация выглядит весьма опасной. Судя по опросам, Барак Обама более двух недель сохраняет рейтинговое лидерство в большинстве штатов. Если в ближайшую неделю не произойдет каких-то непредвиденных событий в стране или в мире, которые могут изменить ситуацию в пользу Маккейна, то, похоже, что Обама в день выборов будет иметь сильное преимущество. К тому же демократическому кандидату явно подыгрывают средства информации. Согласно только что опубликованному исследованию социологического центра Пью, пресса освещает кампанию Маккейна в более негативных тонах, чем кампанию Обамы.



Алан Давыдов : Что может помочь Маккейну одержать верх на выборах?



Мэрион Джаст : Наибольшую пользу ему сейчас могут принести агитация в небольших ключевых штатах, где ни у одного кандидата нет явного преимущества. Демократы, по-видимому, однозначно победят в нескольких населенных традиционно продемократических штатах. Скажем, Обама может выиграть в Калифорнии перевесом в 60-70 процентов голосов избирателей. С другой стороны, если Маккейн в Огайо добьется перевеса всего в один голос избирателя - то голоса всех выборщиков этого штата равным образом перейдут к нему, и ему будет зачтена победа в этом штате. Так работает американская избирательная система - коллегия выборщиков гарантирует малым штатам на выборах равное представительство наряду с большими штатами. Практически каждый из американских штатов отдает победу на своей территории кандидату, набравшему всего лишь простое большинство голосов, а не обязательно подавляющее. Так что самые меткие удары Маккейна сейчас - это попытки обеспечить себе выигрыш в тех штатах, где возможно, даже путем минимального перевеса голосов избирателей. Это для него лучшая стратегия, способная разительно изменить картину результатов голосования.



Аллан Давыдов : Что может сработать на выборах против Обамы?



Мэрион Джаст : Среди опасений избирателей присутствуют сомнения в точности проводимых опросов. Некоторые полагают, что результаты опросов постоянно оказываются завышенными в пользу Обамы. Это может быть результатом общего несовершенства методики опросов. Но может быть и результатом замешательства респондентов, вызванного первым в истории выходом на президентскую предвыборную финишную прямую темнокожего кандидата. Из соображений политкорректности участник опроса может заявить, что поддерживает представителя расового меньшинства. Но где гарантия, что в кабине для голосования он не отдаст предпочтение белому кандидату?



Аллан Давыдов : Сказала Мэрион Джаст, профессор политологии Колледжа Уэллесли в штате Массачусетс.



Юрий Жигалкин : У нее взял интервью Аллан Давыдов.


Может ли очередное падение курсов акций на мировых биржах оказаться лишь прологом к новому акту финансово-экономической драмы, разворачивающийся в течение нескольких месяцев? Судя по заголовкам комментариев, обвал рынков в пятницу был вызван страхами по поводу надвигающейся глобальной рецессии, причем, в наитяжелейшей форме. Мой собеседник, профессор Маршалл Голдман, содиректор центра российских исследований Гарвардского университета считает, что такие тревоги более чем обоснованны.



Маршалл Голдман : Я очень встревожен, потому что мы сталкиваемся все с новыми и новыми проблемами, о существовании которых мы не подозревали. В годы всеобщего преуспевания, шаткость базиса, на котором, как мы сейчас видим, строился успех многих государств, маскируется всеобщим оптимизмом, ощущением того, что все честно заслуживают свою порцию успеха. Но как только рынки осознают, что наступил реальный экономический спад, пессимизм быстро срывает маски и расставляет все на свои места.


В течение последних недель выяснилось, что Исландия, одна из богатейших стран мира, фактически является банкротом, целый ряд других стран балансирует на грани банкротства и впервые за несколько лет просит помощи у Международного валютного фонда, который казался отжившей своей век организацией совсем недавно. Мировая финансовая система демонстрирует все новые слабые звенья, о которых мало кто подозревал, поток кредитования замер, экономический рост замедляется, в ведущих странах валовой национальный продукт, по-видимому, начал падать. Это достаточный повод для паники.



Юрий Жигалкин : Почему этот кризис оказался более вязким, чем ожидали многие. Ведь нынешнее падение рынков сравнимо лишь с временами великой депрессии, и они не возвращают потерянного, как это неизменно случалось в последние полвека?



Маршалл Голдман : Необычно то, что этот кризис произошел в условиях глобализации, когда информация, появившаяся на одном континенте, тут же вызывает колебания рынков на другом, когда инвесторы моментально способны переместить капитал из одной страны в другую, забрать его, скажем, с рынков развивающихся стран при первом признаке опасности. Плюс как никогда прежде мир связан торговлей, это позволило многим странам значительно повысить уровень жизни, теперь пошла обратная реакция. Проблемы, начавшиеся в одной стране, распространяются на другие, наслаиваются друг на друга и усугубляют кризис. Последний очаг опасности - Китай, где они начинают беспокоиться перспективой сильного падения экономического роста.



Юрий Жигалкин : Российские проблемы тоже усугубляются, несмотря на сотни миллиардов долларов, которые правительство намерено израсходовать на стабилизацию ситуации. Ее кредитоспособность впервые за последние годы подвергнута сомнению агентством C & P . Такое ощущение, профессор, что ничего не работает. Почему?



Маршалл Голдман : Это крайне серьезная проблема. Потому что олигархи, государством многие компании поверили что завтрашний день будет непременно лучше сегодняшнего. И обнаружили вкус к кредиту, что спокойно рисковали своим состоянием, которое, как показывает кризис, стоит совсем немного в условиях падения цен на природные ресурсы. Теперь они осознали, что завтрашний день будет хуже сегодняшнего, с них требуют возврата долгов, который они гарантировали акциями. Эти акции почти обесценились, и чем больше их продают ради оплаты долгов, тем больше они падают. Это как снежный ком. Кредиторы понимают, что Россия держится только на экспорте энергоресурсов, и если их цены будут продолжать падать, ее экономика будет двигаться по той же кривой.



Юрий Жигалкин : Это был профессор Маршалл Голдман. Заявление агентства "Стэндарт энд Пур" о том, что оно сменило позитивный прогноз относительно кредитоспособности России на негативный, и может снизить ее кредитный рейтинг было первым формальным признанием этой новой данности ведущей международной финансовой организацией, чье слово почти непререкаемо для международных инвесторов. Главная причина - спасение российских банков может стать непомерно дорогим для российского государства предприятием.


На этом мы завершим очередной выпуск рубрики «Сегодня в Америке». Всего доброго!



XS
SM
MD
LG