Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Татьяна Вольтская
Александр Гостев: Может ли в России на фоне мирового финансового кризиса начаться заметный рост безработицы и в каких сферах? 11 процентов россиян, опрошенных сотрудниками фонда "Общественное мнение", констатировали сокращение штатов в своих компаниях. 12 процентов опасаются быть уволенными в самое ближайшее время. Однако эксперты утешают россиян, массовой безработицы в стране, видимо, не будет.
Любовь Чижова: Как и предрекали аналитики, первыми жертвами финансового кризиса стали работники финансовых структур. Именно они сейчас чаще всего ищут новую работу и рассылают резюме. Крупные компании объявили о планах оптимизации структуры персонала.
Анну Ухину, сотрудницу компании "Промышленные инвесторы", уволили на прошлой неделе.
Анна Ухина: Меня уволили в среду, а девочке, которая рядом со мной работала, сказали, во вторник. Вообще, нас увольняют практически всех по соглашению сторон, поэтому платят нам двойной оклад. А если бы по сокращению, то должны были бы заплатить тройной. То есть на нас экономят. Просто нас, знаете, грубо говоря, выбрасывают на помойку. Вообще, у нас слухи об увольнении в компании ходили где-то за неделю до того, как нас, собственно, увольняют. Слухи в компании ходят, что сейчас вообще очень трудно будет найти работу, даже руководители пытаются ее найти, не говоря уже о нас, рядовых сотрудниках.
Любовь Чижова: Сокращения сейчас идут в российских медиа-структурах, в частности на Пятом канале Санкт-Петербурга. Подробнее моя коллега Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская: Телекомпании "Петербург" в ноябре прошлого года указом президента был присвоен федеральный статус, канал вещал почти в 150 городах России. И вот теперь с концепцией "общенационального канала российских регионов" приходиться распрощаться: большинство региональных корпунктов и "открытых студий" будет закрыто. План мероприятий по сокращению расходов компании в условиях финансового кризиса уже принят. Каналу придется сильно сократить расходы, отказавшись от многих проектов и уволив значительное количество сотрудников. Глава Дирекции информационно-аналитического вещания Владислав Пономаренко свой пост уже покинул, некоторые петербургские СМИ написали, что он объяснил свой уход неготовностью увольнять сотрудников. Официальный пресс-релиз отдела по связям с общественностью Пятого канала указывает другую причину: "чрезмерное количество чисто административной, управленческой работы, накопившаяся усталость, желание больше заниматься творчеством". Руководство от комментариев отказывается, отсылая всех к пресс-релизам, где сказано, что предполагается "заморозить" некоторые проекты и расторгнуть договоры с рядом производящих компаний и внештатных работников. Говорит начальник отдела по связям с общественностью Лариса Конашенок.
Лариса Конашенок: До завершения процесса оптимизации канал не дает официальных комментариев о сути этого процесса. Потому что процесс идет и ситуация может меняться. Поэтому, что говорить о том, что завтра окажется неправдой?
Татьяна Вольтская: Понятно, что известие об увольнении с 1 ноября 15 процентов сотрудников и закрытии многих программ никого не радует, но пока люди ничего не знают наверняка и питаются слухами, например, о том, что акционеры поручили менеджменту телекомпании сократить проект бюджета на будущий год более чем на половину. "Пока люди работают", - говорит одна из сотрудниц Пятого канала, попросившая не называть ее имя.
Сотрудница канала: У нас есть работа, мы ее делаем. Мы работаем над фильмом, в него вложены какие-то деньги, что-то сделано, поэтому, наверное, нас не уволят, пока мы его не закончим, по крайней мере. Конечно, страшно жалко, что это откат назад. Но, вы понимаете, в условиях кризиса всегда, наверное, так происходит.
Татьяна Вольтская: Еще до кризиса общественно-политические проекты Пятого канала "Большая страна", "Неделя в большой стране" и даже самый рейтинговый ежегодный проект "Настоящий герой" были закрыты. С 1 ноября не будет таких социально значимых программ, как "Культурный слой" и "Энергичные люди" и других, поддерживавшихся из средств городского бюджета.
Любовь Чижова: В группе риска по грядущей безработице не только журналисты, пиар-менеджеры и финансисты. Идут сокращения сотрудников крупных торговых сетей, автосалонов и всех, кто связан со строительством. Немного другая ситуация в промышленном секторе: часть работников КАМАЗа и АвтоВАЗа отправлены в административные отпуска, люди не уволены, но фактически получают лишь часть своей зарплаты.
Руководитель Центра социальных инноваций Института экономики Российской Академии наук Евгений Гонтмахер утверждает, что в ближайшее время на российском рынке труда никаких катастрофических явлений не предвидится.
Евгений Гонтмахер: Наш рынок труда очень своеобразный. Что происходит на Западе, когда там возникают такие кризисные явления, которые сейчас существуют и там и у нас? Там действительно происходят довольно массовые увольнения. Берется какая-то самая неэффективная часть персонала, по мнению работодателя, и она увольняется.
У нас рынок труда по-другому устроен. В 90-е годы у нас экономика на 40 процентов стала меньше, а занятость уменьшилась только на 10 процентов. Потому что наш работодатель предпочитает не увольнять, а снижать всем зарплату. Понимаете, какой эффект? Он издержки экономит на снижении зарплат, а не на увольнении. По многим причинам это у нас именно так устроено. Потому что есть причины социальные. Люди боятся, если работодатель уволит большое количество людей, значит, люди будут возмущаться, профсоюзы, администрация местная будет звонить этому работодателю, говорить: "ты там не увольняй, потому что ты сейчас на улицу выбросишь тысячу людей, я что с ними буду делать, у меня нет денег, ты на меня переваливаешь свои проблемы". И тогда этот наш работодатель оставляет людей, просто перебрасывает их на менее оплачиваемую работу или просто снижает зарплату. У нас же зарплата, как правило, состоит как раз из базовой части и стимулирующей. Он снимает надбавки или отправляет в административные отпуска. То есть они формально числятся на работе, но они получают, по-моему, то ли две трети зарплаты, то ли еще чего-то, но они все равно числятся.
У нас в основном реакция такая рынка труда, почему я говорю, что массовая безработица у нас, по крайней мере, в ближайшие несколько месяцев, год у нас не будет. Но есть конечно отрасли, не очень большие по численности занятости, где западный эффект как раз, когда людей все-таки увольняют. Это структуры, работающие на финансовых, на фондовых рынках. В банковском секторе, сейчас в целом ряде банков идут тоже довольно массовые сокращения. Потому что хотят как-то выплыть, экономят на издержках. А людям оставшимся не повышают зарплату, но, кстати, наваливают на них больше работы. Но в целом наш рынок труда такой, знаете, тефлоновый, реагирует снижением все-таки в основном заработных плат.
Любовь Чижова: По данным Международной организации труда, из-за мирового финансового кризиса лишиться работы могут еще 20 миллионов человек. При этом возрастет количество людей, получающих за свой труд менее одного доллара в день, их еще называют "рабочими бедняками".
Свой скромный вклад в дело экономии бюджетных средств в условиях кризиса пытается внести и российская власть. В Татарстане на 10 процентов сократили штат сотрудников аппарата президента. На Алтае так же на 10 процентов планируют сократить штат аппарата МВД, это сэкономит более 30 миллионов рублей бюджетных денег. Куда пойдут работать освобожденные чиновники, не сообщается.