Ссылки для упрощенного доступа

Карательной юстиции нашли место «за стеклом»


«Показательные порки», по мнению правозащитников, начались именно с дела Ходорковского
«Показательные порки», по мнению правозащитников, начались именно с дела Ходорковского

5 лет назад в новосибирском аэоропорту был арестован Михаил Ходорковский. К этой дате большая группа российских правозащитников и общественных деятелей опубликовала открытое письмо, которое озаглавлено «Карательная юстиция «За стеклом». «За пять «юкосовских» лет мы превратились в государство с десятками политзэков, в котором власти выдают «ярлык» на право быть бизнесменами, политиками и общественными деятелями, а о законности и правосудии всерьез говорить просто смешно», - заявляют авторы обращения. «Мы требуем немедленного пересмотра позорного «дела ЮКОСа» и освобождения всех осужденных и подсудимых по этому делу».


Исполнительный директор Общероссийского общественного движения «За права человека» Лев Пономарев:
«Собственно говоря, мы понимали, что пять лет – это годовщина, и что-то надо было сказать определенное по этому поводу. Конечно же, нельзя сказать, что за пять лет все изменилось. Я бы сказал, что все начало меняться восемь лет назад, когда в 2000 году Владимир Владимирович Путин стал президентом России. Мне кажется, что это, конечно, знаковый момент. И тогда уже стали появляться политические заключенные… До Ходорковского были осуждены Сутягин и Данилов. Но общество узнало о том, что такое «карательная юстиция», как раз с «дела Ходорковского». Потому что именно к нему было привлечено общественное внимание, о нем писали все газеты: посадили самого богатого человека. Поэтому и появилась вот эта идея сравнения с [небезывестным шоу], когда мы видели, что сидели молодые люди за стеклом и занимались там любовью, и все общество было шокировано – впервые была такая откровенность на экранах телевидения. И вот сейчас, собственно, такая же откровенность, открытость «карательной юстиции»…


Правозащитник Владимир Буковский:
«Теперешний российский бизнес никогда не будет деньги давать на независимую политическую активность, это совершенно точно. И в общем, в этом и был расчет в каком-то смысле. Большое количество потенциальных инвесторов уже не пойдет в Россию после этого дела, понимая, что никакого правосудия нет, права защитить невозможно. Это сильно уменьшило внешнеполитические возможности. А в России, как многие говорят, в частности, Акунин в своей переписке с Ходорковским, что для него это было как бы очень знаковым событием, означающим точно совершенно, что правосудия в стране нет, юридической защиты не существует. Я думаю, что это очень повлияло на настроения в обществе и за границей, и в России».


Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева:
«Наше общество в смысле управления, по-моему, движется в худшую сторону. Оно было бы более управляемым, если бы Михаил Ходорковский не в тюрьме сидел, а был бы среди тех, кто управляет им. Управлять страной, когда нефть чуть ли не 150 долларов за баррель стоит - это одно. Посмотрим, как будут управлять во время кризиса. Бизнес это напугало, очень напугало. Бизнес встал на задние лапы. И собственно, у нас кончился на этом конкурентный бизнес, свободный бизнес, потому что власть довлеет над бизнесом и распоряжается бизнесменами и их активами так, как хочет. Судебная власть тоже. И в этом отношении «дело Ходорковского» было поворотным, потому что наши судьи тоже поняли, что они должны слушать исполнительную власть не только в делах, имеющих политическую подоплеку, но и в экономических».


Александр Осовцов, бывший директор программ Фонда «Открытая Россия»:
«Арест Ходорковского, безусловно, с точки зрения прошедших пяти лет, повлиял, может быть, на не очень большое, но довольно значимое количество и, самое главное, качество людей. Во-первых, самое главное, власть полностью уверилась в своем всесилии и в полнейшей безнаказанности, в свих неограниченных возможностях. Радикально изменилось и поведение российского бизнеса. Конечно, справедливо утверждение, что это сословие проявило себя как довольно трусливое, но одновременно глупо будет думать, что они именно перетрусили и ничего более. Они затаились. При малейшей возможности, при любом изменении ситуации, безусловно, предпринимательский класс попытается изменить ту ситуацию, которая существует сегодня, когда он полностью подчинен чиновничеству».


полный текст программы «Грани времени»
XS
SM
MD
LG