Ссылки для упрощенного доступа

Спасенное искусство. Проходит выставка Реставрационного центра имени Грабаря


Деревянный резной саркофаг двухтысячелетней давности, сделанный в форме древнегреческого храма
Деревянный резной саркофаг двухтысячелетней давности, сделанный в форме древнегреческого храма

Нынешним летом исполнилось 90 лет с момента основания прославленного Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Юбилейной дате посвящена выставка, на которой представлены музейные предметы, прошедшие реставрацию в этом году.


Уже два года Реставрационный центр имени Грабаря, до той поры обитавший в неприспособленных помещениях, находится в специально оборудованном просторном здании. Здесь и разместилась выставка, где на фотоснимках можно увидеть, в каком состоянии были предметы до реставрации, и где в витринах помещены уже возрожденные предметы.


Директор Центра Алексей Владимиров демонстрирует картину, пострадавшую во время пожара в музее-усадьбе Мураново: «Пожар - это бич музеев. У нас сотрудники шутят - можно на нашей основе создавать противоожоговый центр для живописи. Потому как буквально за три года до этого сгорел Музей Александра Блока. Тогда мы тоже получили хорошую практику. Мы все время что-нибудь придумываем. Например, нашли у медиков метод, который они используют при лечении обгоревшей кожи. Придумали, как этот красочный слой обрабатывать, утеплять, чтобы он восстановился».


Вообще в технологическом отношении реставрационное дело значительно продвинулось.


Алексей Владимиров замечает: «Сейчас у нас есть замечательные усовершенствованные вакуумные столы, столы с подсосами, столы с увлажнением. Можно на них посмотреть. Это все мы изобретали 90 лет. Ведь когда наши первые реставраторы, наши "праотцы" пришли сюда, у них был стол и столярный ножик. И все! Дальше спирт, воск и рыбий клей. Теперь столько всего! Кстати, у нас конференция закончилась. Там одна из проблем, которая решалась, - это лазерная очистка мрамора от загрязнения. И она уже применяется. Эрмитаж начинает ее внедрять, мы собираемся внедрять. Во Франции, в Италии она применяется очень активно – там целые соборы лазером чистят».


Центральный экспонат выставки - деревянный резной саркофаг двухтысячелетней давности, сделанный в форме древнегреческого храма. После экспонирования саркофаг вернется на место своей постоянной экспозиции – в Исторический музей. Целый год с этим артефактом работал реставратор Роман Студенников вместе с коллегами. И вот его рассказ о решении одной лишь задачи - консервации памятника: «Очень много было споров по укрепляющему составу – чем пропитывать древесину. Составов много. Все они разные. Мы подбирали очень долго именно то, что нужно нам. Есть очень много параметров, по которым подбирается состав – и токсичность, и удобство в работе, и древесина, и возможность достать. Тем не менее, мы остановились на составе, который выпускают у нас в стране, чем мы несказанно довольны. Он очень прост в работе, не токсичен, что немаловажно, потому что большинство составов спасают памятник, но губят здоровье реставратора».


Ежегодно в Реставрационном центре имени Грабаря возвращают к жизни около 2000 предметов из 500 музеев.


XS
SM
MD
LG