Ссылки для упрощенного доступа

В Третьяковской галерее открылась выставка Оскара Рабина


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Сергей Тарасов: В этом году классику советского нонконформизма Оскару Рабину исполнилось 80 лет. Этой дате посвящена большая персональная выставка художника, открывшаяся в Третьяковской галерее. По признанию приехавшего на вернисаж из Франции автора, многие свои картины он видит впервые спустя много лет.



Лиля Пальвелева: Картины Оскара Рабина на любой выставке узнаешь издалека и ни с чьими другими не перепутаешь. Почерк художника сложился еще в те времена, когда в барак в Лианозове, где он жил, приезжали единомышленники (отсюда название «Лианозовская школа»); когда Рабин участвовал в «Измайловской» и «бульдозерной» выставках. Все также темен колорит, по-прежнему головокружительна игра с масштабами, да и излюбленные мотивы повторяются (игральные карты, кособокие домишки, ржавая селедка, обрывки газет, прежде советских – теперь французских). И вот вопрос художнику.


Около года назад у вас была выставка в Музее личных коллекций, она тоже была ретроспективная. Чем эта отличается от прежней?



Оскар Рабин: Нет, все-таки ту нельзя назвать ретроспективной. Во-первых, само количество картин – там 40 картин было. Во-вторых, они не представляли настолько широко то, что я делал. Там была наша семейная выставка, это я, жена, наш покойный сын, художник тоже. Вот как-то вернулись обратно, на свою родину со своими картинками. А это, в общем, моя персональная выставка, в которой я уже отвечаю, отчитываюсь перед вами как художник.



Лиля Пальвелева: Есть здесь совсем новые вещи?



Оскар Рабин: Ну, вот последняя моя работа, на ней заканчивается эта экспозиция. Там разные лекарственные препараты и прочее, потому что жена болела, и в это время я эту картину писал.



Лиля Пальвелева: Это натюрморт?



Оскар Рабин: Натюрморт-пейзаж. Там еще и наши портреты есть, вот жены и меня.



Лиля Пальвелева: И это тоже давняя традиция. На картинах разных лет мы – среди прочих - встречаем портреты жены Оскара Рабина художницы Валентины Кропивницкой. Вместе с нею подходим к работе 70-х годов, где на мрачном фоне с темными бараками изображена в профиль молодая женщина в костюме эпохи Возрождения. Золотом сияют рукава платья, в пшеничного цвета волосах - золотой обруч.



Валентина Кропивницкая: Это в Лианозове, тогда одно время он увлекался такими вещами: для старинных картин брал современных людей, одевал их в древние одежды. Вот это одна из таких картин.



Лиля Пальвелева: Ваш супруг реально одевал вас в такие старинные одежды, как это делали старые мастера, или это он дофантазировал?



Валентина Кропивницкая: Фантазировал, конечно. Откуда было взять такие наряды?



Лиля Пальвелева: В 1978 году Оскару Рабину разрешили выехать во Францию, но запретили вернуться в Советский Союз. Его картины находятся в частных и музейных собраниях многих стран. Организаторам выставки пришлось проделать огромную работу, чтобы собрать их сейчас в едином пространстве.


XS
SM
MD
LG