Ссылки для упрощенного доступа

Колчака и Каппеля «возвращают» на улицы Москвы


Александр Колчак был выдающимся флотоводцем. Но страна помнит его преимущественно как белогвардейца
Александр Колчак был выдающимся флотоводцем. Но страна помнит его преимущественно как белогвардейца

В пятницу в Москве пройдет церемония открытия мемориальной доски в честь адмирала Александра Колчака. Событие приурочено ко дню его рождения, 4 ноября, совпадающему с днем народного единства. Общественное движение «Возвращение» не только поддержало эту идею известного путешественника Федора Конюхова, но и предложило переименовать две московские улицы в честь адмирала Колчака и генерала Каппеля. Российское правозащитное общество «Мемориал» с осторожностью восприняло инициативу, считая, что жители столицы неоднозначно воспримут название улиц в честь лидеров белогвардейского движения.


Основная задача общественного движения «Возвращение» — собственно возвращение городам и улицам их исторических названий. Но инициаторы переименования двух столичных улиц в честь Александра Колчака и Владимира Каппеля не скрывают, что идея родилась после выхода на экраны нашумевшего фильма Андрея Кравчука «Адмирал». По мнению руководителя движения Юрия Бондаренко, Марксистская улица вполне достойна стать Колчаковским проспектом, а улица Каппелевская может появиться в любом новом микрорайоне столицы.


«После октябрьского переворота в стране была создана ленинско-сталинская топонимическая модель, которая существует с небольшими изъятиями до наших дней, — поясняет свою позицию Бондаренко. — Когда люди ходят по улицам, названным именами большевиков, в подсознании, особенно у подрастающего поколения, откладывается, что это положительные герои. Если мы считаем, что Россия — страна с тысячелетней историей, а не родилась в октябре 1917 года, то надо деидеологизировать всю топонимическую модель страны. Москва до сих пор украшена именами революционеров всех мастей, от террористов, бомбистов до глав соцгосударств, от теоретиков и практиков анархизма до совершенно ярых русофобов типа Карла Маркса. И нам говорят, что Гражданская война закончилась, необходимо примирение. Поэтому предложили: почему бы часть идеологизированных улиц не назвать именами людей, которые сложили голову за конкретное отечество, а не за эфемерную мировую революцию?»


Кроме того, Юрий Бондаренко считает, что от традиционно советских «проспектов Калинина» и «улиц Пушкина» надо переходить к Калининским проспектам и Пушкинским улицам. «Улица не Солженицына, она не принадлежит Солженицыну Александру Исаевичу, — утверждает энтузиаст, — правильнее было бы назвать ее Солженицынской улицей. Поэтому мы и предложили названия Колчаковский проспект и Каппелевская улица».


Не умаляя исторической значимости Колчака и Каппеля, глава российского правозащитного общества «Мемориал» Арсений Рогинский все-таки считает преждевременным стремление называть улицы в честь лидеров белогвардейского движения. «Представление о Гражданской войне у наших людей достаточно мифологизировано, — предупреждает правозащитник. — Люди с гораздо большей легкостью согласятся на вынос Ленина из мавзолея и захоронение его по российскому обычаю и на перенос кладбища на Красной площади на какое-либо более подобающее место, нежели на жительство на улицах, названных именами тех, о ком 70 лет без передышки говорили, что они главные враги России. Мне кажется, что такому названию должна предшествовать серьезная разъяснительная работа». Более того, Рогинский сомневается в том, стоит ли увековечивать именно военных героев Гражданской войны. «На войне не бывает чистых и пушистых, это кровавое месиво с обеих сторон», — напоминает он, и предлагает называть улицы именами людей, которые помогали бессчетным жертвам войны, например, в честь героических сестер милосердия, которых было очень много в те годы.


А ученый-топонимист Михаил Горбаневский замечает, что мемориальные названия вообще не входят в российскую традицию. «Исключения только доказывают общее правило, — говорит он. — Даже Санкт-Петербург был назван не в честь императора Петра Первого, а в честь его небесного покровителя. И только с приходом к власти большевиков карта нашей страны и карты наших городов превратились в то, что я иногда в своих статьях называю топонимическим пантеоном. Поэтому я не считаю, что мемориальные названия — самая достойная форма увековечивания памяти выдающихся людей». Как ученый, Горбаневский не уверен, что стоит ли вообще называть улицы и проспекты в честь выдающихся людей, в том числе и весьма достойных, и предлагает оставить эту инициативу на рассмотрение правительства Москвы, Мосгордумы и специалистов. «Я думаю, что самым достойным именем собственным, данным в честь Александра Васильевича Колчака, было бы название нового мощного авианосца российского Военно-морского флота, который демонстрировал бы Андреевский флаг во всех уголках мирового океана», — заключает он.


XS
SM
MD
LG