Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Морозов: «Козёл на курсах бережливости»


Финансовый кризис – это не то, что газеты пишут. Это отчет, который присылает мне банк. Смотреть страшно! Я и не смотрю и поэтому точно не знаю, потерял ли я треть или всего лишь четверть своих денег. Кто виноват? Я сам. Не мальчик, прошло время рисковать (и в амурной сфере и в финансовой), надо вкладывать свои скудные сбережения не в акции, а держать на счетах, которые гарантирует правительство, или - еще лучше – под матрацем.


Но хочется поругать кого-то еще. Подайте козла отпущения! Такого козла нашел владелец заводов, газет, пароходов Руперт Мёрдок, а он в деньгах понимает. Мёрдок бранит Барни Фрэнка. Это – удобная мишень, левак и гей, однажды он попался с мужчиной-проституткой, что, впрочем, никак не отразилось на его карьере. Но это - личное дело Барни Фрэнка. Мне важнее узнать, как он залез в мой карман. По словам Мёрдока, именно Фрэнк и группа его единоверцев-демократов еще в начале 90-х годов заставили банки давать деньги в долг тем семьям, способность которых вернуть долг была под сомнением. Довод – в США каждый имеет право купить собственный дом. Американская мечта! В 2003 году все тот же Фрэнк зарубил предложение правительства Буша усилить контроль за ипотечной индустрией: такой контроль сделал бы кредит и свой дом менее доступными для малообеспеченных. Деньги раздавали направо и налево, платить долги стало нечем, и тут пошла вразнос кредитная, а за ней и вся финансовая система.


В защиту Фрэнка Барни скажу, что он не сам все придумал, а следовал давней традиции – помогать бедным. «Продай свое имение, раздай нищим и следуй за Мной». Этот совет Христа не для слабонервных. Слава Богу, есть налоговая система и можно не раздавать свое, а перераспределять чужое.


Тут одна тонкость - кого считать малоимущим. Моя жена - учительница считает, что у Руперта Мёрдока надо забрать половину его деньжищ и отдать тем, кто нуждается. Но вот, на перекрестке стоит один такой нуждающийся, в одной руке он держит сигаретку, в другой бумажную чашечку из-под кофе для подаяний (при этом он даже и не пытается прикинуться несчастным). В неделю он тратит на героин больше, чем иная семья в месяц на еду, и, наверное, тоже хотел бы перераспределять. И не только миллиарды Мёрдока, но и скромные заработки моей жены!


Сегодня в Америке создают курсы бережливости. Там учат, как тратить деньги, чтобы немного осталось и на завтра. Но - таскать не перетаскать - американцам еще учиться и учиться.


На днях в соседнем универмаге я помогал одной пенсионерке рабоче-крестьянского вида дотащить до такси ее сумки с подарками. К ней приехали внуки, и она гуляла по буфету. Дорого? - посочувствовал я. Какая разница, ответила бабуля, я ведь не наличными плачу, а кредитной карточкой. Но долг по кредитке придется отдавать? Так ведь не сегодня!


Кто-то говорит про трудные времена, а сын моих приятелей, душевнобольной и никогда в жизни не работавший парень продолжает получать письма из банков, где ему предлагают принять от них то одну, то другую кредитную карту. Никого не колышет, как он будет расплачиваться за купленное по этим картам. А мы по старинке считали «авось» русским приоритетом. Думали, что уж «американы», они-то умеют считать деньги. Не умеют. Иначе не оказались бы у разбитого корыта. Может, теперь научатся? Вряд ли, сомневаются скептики, потому что правительство берет на себя заботу это корыто залатать. Дает малоимущим (нищим) банкам (перераспределяет!) сотни миллиардов! Такие деньги не снились никаким рупертам мёрдокам.


Жизнь в кредит продолжается.


XS
SM
MD
LG