Ссылки для упрощенного доступа

Почему экологи против строительства нефтепровода в Охотском море


Сергей Сенинский: Российские экологи протестуют против строительства в Пильтунском заливе Охотского моря нового трубопровода компании «Эксон Нефтегаз» - в рамках проекта «Сахалин-1». Они утверждают, что трубопровод угрожает, в частности, популяции серых китов, которых всего осталось около 130 особей. Проект уже получил положительное заключение федеральных природоохранных ведомств. Рассказывает наш корреспондент Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Всемирный фонд дикой природы и коалиция российских экологических организаций начинают акцию « Серым китам грозит труба» и призывают россиян поставить свою подпись против строительства в Пильтунского заливе Охотского моря нефтепровода компании «Эксон Нефтегаз Лтд». Это строительство – очередная фаза проекта «Сахалин-1» .Защитники природы уверены, что трубопровод, который пройдет по заливу, нанесет непоправимый вред рыбным запасам, серым китам, которых осталось всего 130, традиционному рыболовству и оленеводству коренных малочисленных народов Севера.


Мой коллега Михаил Соколов, не так давно вернувшийся с Сахалина, побывал на акциях протеста местных защитников природы и побеседовал с заместителем руководителя Экологической вахты Сахалина Натальей Лисицыной.



Наталья Лисицына: Мы инициировали проведение двух общественных экологических экспертиз. И оба заключения были отрицательные, то есть что проект не соответствует законодательным требованиям, установленным в Российской Федерации и воздействие от проекта на окружающую среду является недопустимым. Но вот, к сожалению, государственная экологическая экспертиза дала положительное заключение.



Михаил Соколов: А в чем угроза?



Наталья Лисицына: Ну, во-первых, сам способ строительства: в зимний период, когда залив покрыт льдом, проложить трубопровод. А прокладка планируется траншейным способом. Необходимо наморозить ледовую дорогу, и она как бы, по сути, станет ледовой дамбой, то есть она просто сядет на дно и залив разделит пополам. Водообмен между двумя частями залива нарушится, соответственно, больше времени понадобится на то, чтобы эта дамба растаяла весной, и это грозит заморами рыбы в этом заливе. Вторая угроза – это угроза для коренных малочисленных народов, которые ведут традиционный промысел рыбы в заливе Пильтун, именно в зимний период в том числе, то есть они там ловят навагу. И плюс этот трубопровод пересечет оленьи пастбища. И третья угроза – это то, что этот залив Пильтун, он является основным как бы поставщиком корма для исчезающих серых китов. То есть опять же какое-то существенное воздействие на залив окажет и воздействие на кормовую базу этих китов, и, как следствие, на состояние самих животных.


Поэтому мы решили, что мы должны оспорить это заключение экспертизы в суде и предложить компании «Эксон» все-таки пересмотреть маршрут трубопровода и способ его прокладки. То есть мы не выступаем категорически против проекта, мы лишь предлагаем его изменить, чтобы не было ни воздействия на залив, ни воздействия на коренные народы, ни на исчезающих редких животных. Мы предложили несколько способов, которые компания может рассмотреть. Приоритетный маршрут, которому мы отдаем предпочтение, на основании заключения ученых, - это обход залива с севера, то есть строительство трубопровода в обход залива, то есть вообще избежать пересечения залива и построить трубу в обход. Тем более что там гораздо более нарушенные территории, там уже частично идет трубопровод «Роснефти», то есть это будет гораздо меньшее воздействие на окружающую среду. Хотя, конечно, может быть и дороже.



Михаил Соколов: А на уровне областной администрации есть какой-то диалог?



Наталья Лисицына: В общем-то, администрация области в лице Комитета природных ресурсов дала свое согласование на этот проект, поэтому тут общественность осталась одна, наверное.



Любовь Чижова: У компании «Эксон Нефтегаз Лтд» тоже есть своя позиция по поводу строительства нефтепровода в Пильтунском заливе. По словам представителя компании Диляры Садыковой, проект прошел государственную экологическую экспертизу и поэтому не может нанести вреда окружающей среде и серым китам.



Диляра Садыкова: Строительство промыслового трубопровода в Пильтунском заливе ведется на основании положительного заключения экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы, которая включала ведущих российских экспертов, представляющих различные российские научные круги, технические, экологические организации. Эта комиссия провела очень тщательное, всестороннее исследование, анализ нашей проектной документации и пришла к выводу, что наши планы по строительству перехода промыслового трубопровода через залив Пильтун не представляют угрозы для окружающей природной среды и отвечают всем природоохранным требованиям Российской Федерации.



Любовь Чижова: Каковы сроки исполнения этого проекта, когда начнется строительство?



Диляра Садыкова: Мы планируем начать строительство плотинного перехода через Пильтунский залив этой зимой и завершить его к весне 2009 года.



Любовь Чижова: По мнению защитников природы, трубопровод все-таки нанесет вред окружающей среде, в частности, он, по их мнению, угрожает популяции серых китов. Они не выступают, как они говорят, в принципе против трубопровода, а они предлагают вам провести его в обход Пильтунского залива.



Диляра Садыкова: Я могу сказать, что вот эти вопросы очень подробно обсуждались во время заседания Государственной экологической экспертизы, и, кстати, представители общественных организаций также присутствовали на всех этих заседаниях, как и технические представители компании «Эксон Нефтегаз Лимитэд». Все вопросы обсуждались очень подробно, и кстати, рассматривались различные варианты прокладки трубопровода, но все члены комиссии пришли к заключению, что наш проект является наиболее экономически обоснованным и наносит наименьший ущерб окружающей среде.



Любовь Чижова: Я знаю, что экологи инициировали иск, который будет рассматриваться в Таганском суде города Москвы. Ваше отношение к этому иску? Будете ли вы как-то участвовать в процессе?



Диляра Садыкова: Вы знаете, в нашей компании вообще не принято комментировать какую-либо информацию о судебных исках. Тем более что это судебный иск третьих сторон. Поэтому в целом я могу только сказать, что мы абсолютно убеждены, что наши планы по строительству перехода промыслового трубопровода через залив Пильтун не представляют угрозы для окружающей природной среды. И, кстати, вот кроме того, что я сказала о Государственной экологической экспертизе и положительном заключении, я могу добавить, что у нас имеется не руках и приказ от 5 сентября 2008 года, приказ №692 Ростехнадзора, и вот этим приказом Ростехнадзор подтвердил положительное заключение этой экспертизы. То есть утверждение заключения экспертизы еще раз подтверждает, что проектная документация находится в полном соответствии с природоохранными требованиями и что предполагаемый проект не нанесет какого-либо ущерба окружающей среде.



Любовь Чижова: Диляра, напомните, пожалуйста, суть этого проекта в Пильтунском заливе.



Диляра Садыкова: Проект «Сахалин-1» разрабатывает три месторождения на шельфе Сахалина. Он на сегодняшний день уже поставляет энергоносители как на мировые рынки, так и в Российскую Федерацию. В частности, на сегодняшний день поставлено в Хабаровский край более 3 миллиардов кубометров газа. Вы знаете, что это очень важный проект. Газификация Дальнего Востока является очень важным проектом для России, и мы рады, что можем внести свой вклад. Но для того, чтобы поддержать уровень добычи нефти и газа, нам необходимо реализовать несколько фаз проекта. Вот первая фаза проекта – это разработка месторождения Чайво, которая уже осуществляется. Вторая фаза включает разработку месторождения Одопту. И вот трубопровод, о котором мы ведем разговор, будет использоваться для того, чтобы поставлять углеводороды с месторождения Одопту в уже построенную инфраструктуру проекта «Сахалин-1». Эта инфраструктура предусматривает поставки наших углеводородов на внутренний рынок, как я уже сказала, на рынки Дальнего Востока и на международные рынки.



Любовь Чижова: А вы с местными жителями как-то обсуждали строительство? Как местные жители относятся к нему?



Диляра Садыкова: Вы знаете, обязательно. В рамках российского законодательства мы выполняем все требования законодательства, связанные с консультацией с общественностью. Поэтому были проведены различные встречи с местными жителями, и все это в рамках законодательства делалось, и мы имеем протокол, подписанный местными администрациями, в котором говорится о том, что, в принципе, возражений нет.



Любовь Чижова: Ну, то есть если резюмировать наш разговор, строительство трубопровода начнется этой зимой.



Диляра Садыкова: Да, оно начнется этой зимой, и будут использоваться все, так сказать, уже проверенные технологии пересечения вот такого залива, поэтому мы не видим никакой опасности абсолютно для окружающей среды.



Любовь Чижова: Алексей Книжников из Всемирного фонда дикой природы напоминает об уникальности серых китов и о том, чем для них опасен нефтепровод.



Алексей Книжников: Серые киты – это редчайшая популяция западно-тихоокеанской или охотско-корейской (другое научное название) популяции серых китов, которых осталось всего порядка 130 особей, которые каждое лето мигрируют из южных морей, приплывают к берегам Сахалина, где они кормятся все лето и потом зимуют, имея тот запас жира, которые они накопят летом у наших сахалинских берегов. Поэтому вот это ключевое место обитания – именно этот участок, где развиваются два нефтегазовых проекта «Сахалин-1» и «Сахалин-2», – уже много лет является объектом пристального внимания экологов, которые пытаются сохранить это место обитания и минимизировать воздействие на серых китов.



Любовь Чижова: Я разговаривала с представителями компании «Эксон Нефтегаз Лтд», и они утверждают, что собираются строить эту самую трубу, этот нефтепровод зимой, тем самым они никак не смогут повредить морской микрофлоре и тем более серым китам, которых там зимой нет.



Алексей Книжников: Тут два компонента. Во-первых, мы считаем, что сам период строительства может оказать негативное воздействие на бионту лагуны, а потом опосредованно и на формирование донных организмов на шельфе, куда действительно приплывают киты. Они не заходят в лагуну, они приплывают со стороны моря, а из лагуны есть канал, который выносит органику, которая формирует кормовую базу для китов. Так вот, у нас есть опасения, что та технология, которая предложена «Эксоном», которая нигде, на самом деле, ранее не использовалась, строительства грандиозной ледовой дамбы, моста, она может привести к заморным явлениям, например, потому что просто лед будет дольше таять. Могут быть какие-то аварийные ситуации при строительства опять же со льда. На самом деле, риски высоки, и, в общем-то, мы считаем, что для этой уникальной территории такие риски недопустимы.


Что более важно, что строится трубопровод на многие годы, который будет представлять постоянный риск аварийных ситуаций, разливов, необходимости проведения ремонтных работ и так далее. Причем последний проект, который у нас еще, в общем-то, еще больше вызывает опасений, последний проект «Эксона», он подразумевает транспортировку не только нефти, но и газа в одном трубопроводе, что повышает степень аварийности. То есть в случае аварии, взрыва газожидкостная смесь окажет намного более негативное действие на окружающую среду.


Понимая вот это особое значение лагуны и прибрежной зоны, уже много лет экологи предлагают создать там заказник, так называемый китовый заказник. В общем-то, правительство, профильное ведомство, МПР, уже много лет поддерживает эту идею, и в последние годы оно ее поддерживает, и у нас есть на этот счет письма. Так вот, лагуна и прибрежная зона шельфа сейчас официально находятся в статусе проектируемого заказника, который не допускает такие объекты, как строительство трубопровода. Мы это все «Эксон» изложили, мы это изложили «Сахалин Энерджи». «Сахалин Энерджи» признал, что, да, объективно здесь должна быть создана особо охраняемая природная территория. «Эксон» ответил нам, что они считают, что такой заказник не нужен.


Поэтому «Эксон» считает, что он умнее ученых-экологов, и попирает просто наши предложения создать заказник. Причем когда мы говорим, что природоохранная научная общественность призывает «Эксон» изменить маршрут, за этим стоят реальные документы, было выполнено две общественных экологических экспертизы с привлечением ведущих ученых Дальнего Востока. Международный совет по серым китам, который создан при ICN , письменно уведомил и Росприроднадзор, и «Эксон» о том, что маршрут через лагуну недопустим. Никакие этим аргументы научной природоохранной общественности России и мира «Эксоном» не приняты во внимание.



Любовь Чижова: «Эксон» утверждает, что у них тоже есть экологическая экспертиза, которая говорит о том, что строительство трубопровода в Пильтунском заливе допустимо и что это не нанесет никакого ущерба окружающей среде.



Алексей Книжников: Действительно, проект «Эксона» получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы, это решение сейчас оспаривается в Таганском суде города Москвы. Мы считаем, что пока дело находится в суде, вопрос остается спорным, и ответственная компания, которой считает себя «Эксон», не должна реализовывать проект.



Любовь Чижова: Экологи подчеркивают, что они не против строительства нефтепровода, – они просят пустить его в обход Пильтунского залива. Грозит ли серым китам «труба» - будет ясно уже зимой.


XS
SM
MD
LG