Ссылки для упрощенного доступа

КВНу - 45: с чего начинали и к чему пришли. В гостях - «джентльмены Одесского университета»


Фрагмент телевизионной программы «Вне игры»:


Александр Масляков-младший: Команда, которую мы сегодня будем вспоминать, вообще стоит особняком во всей «кавээновской» братии. По-хорошему, их бенефис должен был быть первым - потому что именно эта команда является символом возрожденного в 1986 году КВНа. Это самая классическая из всех классических команд КВН. Ну, кажется, я вас уже достаточно заинтриговал, поэтому смотрим на экран.


Одесские джентльмены (поют):


«Бросая рублики, бегут республики,


А вместо бублика у нас – дыра.


Чтоб экономику спасти несчастную,


Торговлю частную вводить пора.



- Простите, сэр председатель. А зачем проводить экономическую реформу ночью?



- Правительство спит – мешать не будет».



Елена Рыковцева : Кто был у телевизора в тот момент, когда по «Первому» каналу шла программа «Вне игры», где чествуют лучшие команды ветеранов КВН, тот, может быть, обратил внимание на то, что «Одесские джентльмены», исполняя песню про убегающие республики, были завернуты в точно такие же пледы, в какие потом, спустя десятилетие, кутались в своих палатках защитники «оранжевой» революции. Что-то было провидческое в этой песне, записанной в самый канун распада СССР.


В том же выпуске программы «Вне игры», посвященной команде «джентльменов Одесского университета», я услышала, что на днях, 8 ноября, игру КВН ждет большой праздник – 45 лет со дня первого выхода в эфир. Вот этот праздник мы и отмечаем сегодня вместе с участниками команды, характеристику которой вы только что услышали из уст Маслякова-младшего, поэтому я повторяться не буду.


Итак, с нами неоднократные чемпионы СССР по игре в КВН - Ян Гельман, трижды чемпион. А трижды у него получилось потому, что еще ребенком он участвовал в самой-самой первой...



Ян Гельман: В колясочке меня привозили.



Елена Рыковцева: Ну, не совсем уж в колясочке...



Святослав Пелишенко: А сейчас тоже могут привести в колясочке, но в другой.



Елена Рыковцева: Нет, это уже на 100-летие КВНа – в колясочке.


Это еще были самые-самые первые одесские не джентльмены еще, а…



Ян Гельман: Это были «Одесские деловые люди».



Елена Рыковцева : Да, «Одесские деловые люди» - так называлась очень знаменитая команда, но 1960-ых годов, поэтому в Яне вся преемственность КВН...



Ян Гельман: Да ладно! Не 1960-ых, а 1970-ых. В 1960-ых были «трубочисты».



Елена Рыковцева: Вот за 45 лет уже все забыла, на самом деле. Будем восстанавливать.



Эдуард Неделько: 46.



Елена Рыковцева : Нет, не надо мне про мой возраст. Давайте мы все-таки про «кавээновский». Короче говоря, будем восстанавливать потихонечку, с колясок, с пеленок. Итак, Ян Гельман, трижды чемпион СССР, а ныне шеф-редактор отдела спецпроектов телеканала «Россия», на котором «висят» все «Голубые огоньки», как я понимаю, которые производятся на этом канале.



Ян Гельман: «Голубые огоньки» «висят» на продюсерах, а он – только автор. Мы отвечаем за фразу «Добрый вечер, дорогие друзья!».



Елена Рыковцева: Ну, вы качественно отвечаете за нее, по крайней мере.



Ян Гельман: Мы лучшие в мире авторы этой фразы, Святослав Борисович и я.



Елена Рыковцева: То есть весь рейтинг, который получает канал – в этой фразе.



Ян Гельман: Да.



Елена Рыковцева : С нами также Эдуард Неделько, который ныне известный московский шоумен...



Эдуард Неделько: Это неправда! Я работаю в Госдепартаменте Соединенных Штатов Америки, как раз курирую вопрос свободы слова на постсоветском пространстве. Так что: «Вы слушаете Радио Свобода из Мюнхена. www.svobodanews.ru.



Елена Рыковцева: Эдуард, но, тем не менее, не так уж вы и неизвестны, потому что когда я завела в « Google » вашу фамилию, написала «Эдуард Неделько» в «поиск», то первое, что я увидела, - «Эдуард Неделько и Мария Шарапова», второе – «Эдуард Неделько и Алина Кабаева». Что это? Что вы делаете в Госдепартаменте Соединенных Штатов с двумя этими женщинами?



Эдуард Неделько: Вы знаете, я сам до сих пор не могу понять, что я с ними делаю. Ну, если есть такое видео, я тоже посмотрю...



Елена Рыковцева: Два таких видео. В первых двух строчках выскакивает вот это в «поиске».



Эдуард Неделько: Я вам могу сказать, что с Марией Шараповой... для меня большая честь, что Мария меня выбрала не в первый раз для того, чтобы я проводил официальные мероприятия здесь, в России, у нее. Я двуязычный. Мы с тобой коллеги, если ты помнишь, - учились в одном и том же университете.


А с Алиной Кабаевой, к сожалению, у меня произошел неудачный опыт в жизни. Хотя, с другой стороны, опыт всегда пригодится. Дело в том, что, если вы помните...



Елена Рыковцева: Надеюсь, вы не уводили ее у Владимира Путина?



Эдуард Неделько: Ну, перестаньте! Вы помните, был такой сериал «Вся такая внезапная», на СТС он шел?



Святослав Пелишенко: Да, не помним.



Эдуард Неделько: Молодцы! Вы тоже не смотрите телевизор. В общем, играли там Верник и Анна Семенович. Одной из пар-претендентов на эту роль были я и Алина Кабаева.



Елена Рыковцева: Хорошо, что Эдуард Неделько напомнил, по какому принципу мы тут все собрались. Потому что Одесский университет, он же выдает не только путевки в жизнь командам КВН, но еще и дипломы студентам.



Эдуард Неделько: Одесский государственный университет.



Елена Рыковцева : Так что половина из нас, нет, по крайней мере, три четверти из нас с дипломами Одесского университета, а четверть одна...



Ян Гельман: А четверть одна – с дипломом Одесского института народного хозяйства.



Елена Рыковцева: Вот! Четвертый, но не лишний.



Ян Гельман: Но в связи с возникновением независимого государства Украина наш институт тоже стал университетом. Так что хотя и с опозданием на 30 лет, но я уже тоже стал...



Эдуард Неделько: Именно сейчас правительство России поднимает вопрос о понижении уровня престижности образования. Появилось очень много университетов. А на самом деле, мы прекрасно понимаем, что не может быть много университетов. Это только Одесский государственный, это Московский государственный и, может быть, еще Ленинградский государственный.



Елена Рыковцева : Показал на Пелишенко почему-то.



Святослав Пелишенко: Да, почему-то.



Елена Рыковцева: И мы переходим к Святославу Пелишенко, на которого указали в непонятном контексте совершенно.



Эдуард Неделько: Минус 17 килограммов у Святослава.



Елена Рыковцева : Это капитан команды возрожденной одесской... то есть команды, с которой, по словам Маслякова-младшего, связано возрождение КВНа уже второе, вторая волна КВНа, если можно так выразиться. Капитан «одесских джентльменов» и «джентльменов Одесского университета», можно так сказать.



Святослав Пелишенко: Раньше это имело значение, потому что там одни назывались так, а другие эдак.



Елена Рыковцева : Да. И ныне Святослав Борисович тоже несет полную ответственность за тот развлекательный продукт, который выходит на канале «Россия», в ранге также шеф-редактора отдела спецпроектов. А можно ли сразу узнать, сколько у вас шеф-редакторов?



Святослав Пелишенко: Все пять человек – все шеф-редакторы.



Эдуард Неделько: У Святослава Борисовича есть еще одна должность, о которой он предпочитает умалчивать. Он является президентом или генеральным директором Попечительского совета или Фонда имени большого человека российского...



Святослав Пелишенко: Ты имеешь в виду – Потанинского?



Эдуард Неделько: Да-да.



Елена Рыковцева: Ах вот как!



Святослав Пелишенко: Нет, это было несколько лет назад, и я там уже давно не работаю. К тому же, я не был попечителем. Попечителем был собственно Потанин.



Елена Рыковцева : У нас затянулось представление гостей. Уважаемые слушатели, мы спрашиваем вас: если вы все еще смотрите КВН, то почему, что вас в нем привлекает сегодня?



Эдуард Неделько: А если вы не смотрите КВН, то я хочу вам сказать, что Елена Рыковцева похожа на очаровательную американскую актрису Джимми Ли Кертис.



Елена Рыковцева: Ну и причем здесь вот это сегодня, Эдуард?!



Эдуард Неделько: Я просто смотрю на вас и восхищаюсь!



Елена Рыковцева : Но ведь это же просто еще всего лишь день. Я понимаю – вечер праздника. Но что же днем-то такие вещи рассказывать?..


Одним словом, если вы его не смотрите, то почему вы бросили его смотреть, если когда-то смотрели и вдруг перестали? Почему? Что вас в нем стало, может быть, не устраивать?


Вы знаете, все-таки будет несправедливо, если я лишу вас возможности сказать теплые слова о героях сегодняшнего праздника – Минине и Пожарском. Эдуард, пожалуйста. Вот вы сегодня разговорчивый, так что скажите о них что-нибудь, об этих людях, день которых сегодня празднует, в отличие от нас, все прогрессивное российское общество.



Эдуард Неделько: А почему мы не празднуем? Мы тоже празднуем.



Елена Рыковцева : Да. Вот и расскажите – почему.



Эдуард Неделько: Один стоит, а второй сидит. И вот они друг к другу наклонились, и у них происходит междусобойчик. И это так понравилось, видимо, вошло, эмоционально наложилось на рецепторы восприятия российского человека. Плюс к тому, это же еще кириллица, то есть это кириллическое написание усложнило. Единственное, что я еще догадываюсь, что они, наверное, еще и «СЕКАМ» придумали.



Ян Гельман: Слушай, образование тебя погубит.



Святослав Пелишенко: Причем уже почти сгубило.


Нет, просто я думаю, что два события – 1612 года и образование КВНа – они оба настолько удалены, что уже, так сказать, можно одновременно праздновать.



Елена Рыковцева : Как?! Я, наоборот, хотела спросить у вас, какая связь.



Святослав Пелишенко: Ну, очевидно, Минин с Пожарским были первой командой КВН, которые, в общем, неплохо повеселились в свое время. А потом уже, так сказать, просто возродили...



Ян Гельман: На самом деле, как мне кажется, оба праздника достаточно смешные. Но наш – я имею в виду КВН – повеселее.



Елена Рыковцева : Вот и хорошо. И мы начинаем говорить о нем, о КВНе тех еще лет. Я вообще предлагаю всем вспомнить по-хорошему, что же было у вас связано вот с тем КВНом, который еще... Ян, может быть, даже вы еще не участвовали в 1960-ых. Но давайте про 1960-ые вспомним. И это будет справедливо.



Ян Гельман: Команда появилась в Одессе через три года после возникновения КВНа в Москве. КВН придуман был в Москве, но Одесса его тут же подхватила, тут же начала играть. А поскольку я был самым маленьким, то в 1966 году я был только ревностным болельщиком и зрителем.



Эдуард Неделько: А сколько вам было лет?



Ян Гельман: Ну, зачем же ты при даме! У меня были хоть какие-то надежды. А на самом деле – 15. Мне было 15 лет. И я был в полном восторге от «одесских трубочистов», ходил на те их репетиции, куда меня пускали. И в 1966 году, когда Одесса впервые стала чемпионом Советского Союза, - это был восторг, это был праздник.



Елена Рыковцева: Это «трубочисты» стали еще...



Ян Гельман: Это «трубочисты», да.



Эдуард Неделько: Это Валентин Крапива.



Елена Рыковцева: Валентин Крапива – это режиссер студклуба Одесского университета, которого знают все студенты.



Ян Гельман: Наши учителя – Валентин Крапива, Юра Макаров, Валера Хаит. Это были ребята, которые были старше нас существенно, то есть лет на пять-семь. И которым вся Одесса, а потом и весь Советский Союз стремились подражать. А поскольку мы находимся на Радио Свобода, то КВН был нашим внутренним аналогом Радио Свобода. Но только «Свободу» глушили исправно. Я пытался ее слушать, естественно...



Елена Рыковцева: А можно ли сказать, что все члены команды одесской тогда слушали Радио Свобода?



Ян Гельман: Почти все.



Эдуард Неделько: Да. А особенно я слушал. Мне очень нравилось это: «Вы слушаете Радио Свобода из Мюнхена. Послушайте воспоминания Изи Фельцмана о пребывании в Иркутском политическом изоляторе».



Елена Рыковцева: Тогда это были еще не воспоминания. «Послушайте репортаж о пребывании...».



Святослав Пелишенко: Эдик, очевидно, это мог слышать только в утробе матери, потому что тебя еще на свете не было.



Ян Гельман: На самом деле, КВН, который родился вместе с умиранием постепенным «оттепели», был внутренним глотком свободы. И если «Свободу» и Би-Би-Си глушили, то КВН, наоборот, показывали по телевизору. И это была единственная возможность у веселых, находчивых, талантливых и не очень хоть как-то высказаться, хоть в кармане, но кукиш показать. Потому что шутить можно было по очерченному очень кругу вопросов. Нынешний, скажем, Евгений Ваганович Петросян со своим «Кривым зеркалом» - это такая невероятная смелость по сравнению с КВНом 1960-ых, но зато мы были чуть ли не единственными. Вот позволялось, скажем, Райкину и КВНу.



Елена Рыковцева: А до какого момента он шел в прямом эфире?



Ян Гельман: Он в прямом эфире шел три раза.



Елена Рыковцева: Серьезно? А я думала, что он несколько лет...



Святослав Пелишенко: Это легенды.



Ян Гельман: На третьей передаче потребовали, вернее, предложили прийти (передача была летняя) в шубах, в шапках, с лыжами и в валенках. И когда запрудила толпа всю Шаболовку людей в лыжах, а люди были непосредственные, - был дикий скандал. И его чуть не закрыли. Просто не было технических возможностей для записи, и поэтому его урезали, как могли, до записи.



Эдуард Неделько: И еще, я сейчас вспомнил, Лена была на КВНе, который был четвертый «живой», в 1990 году, когда ты привезла посла американского...



Святослав Пелишенко: Ну, это уже после перерыва.



Эдуард Неделько: Да, уже после перерыва.



Ян Гельман: Выскажу крамольную для Радио Свобода мысль, поскольку консервативную и очень старомодную: не в записи и в прямоте эфира дело. Дело в предварительной редактуре.



Елена Рыковцева : Потому что ничего другого, чем уже придумано, не скажешь на сцене...



Ян Гельман: Сейчас идут в записи куда более острые и смелые шутки. Даже сегодня. Я уж не говорю про 1980-ые, ну, собственно, про 1990-ые годы. Но даже сейчас значительно смелее, чем те, которые шли вживую. Так что прямой эфир не есть гарантия свободы.



Святослав Пелишенко: Я бы добавил вот еще что. Есть некая... и у нас была, и сейчас, наверное, всегда есть некая внутренняя цензура. То есть еще до внешней ты волей-неволей отбираешь, что можно, а что нельзя. И есть еще одна цензура очень существенная. Ведь КВН, так сказать, выигрывается в зале. Вот зал должен быть готов. То есть некая запредельная смелость может вызвать уже не смех, а шок. И мы с этим иногда сталкивались. А в зале не реагируют, потому что это слишком смело, и у человека наступает некоторое торможение. Поэтому это все надо учитывать. Другое дело, что всегда внешняя цензура была несколько жестче, чем вторая, и жестче, чем внутренняя.



Эдуард Неделько: Ну а сейчас я бы хотел сказать, что я как-то тоже наблюдаю, какая так называемая цензура есть. Сейчас уже редактура связана с тем, что, на мой взгляд... Я, допустим, приклоняюсь перед Славой и Яном, потому что именно они играли в полном смысле в КВН, а я только подыгрывал. Но сейчас я вот смотрю, как команды готовятся и как редактура работает. Действительно, все по делу. То есть они сами чувствуют, что пойдет или не пойдет. То есть в данном случае по принципу: чтобы выстрелило, а не чтобы...



Ян Гельман: Редактура всегда по делу. Очевидно, редактура существует и на вашем самом свободном в мире Радио Свобода.



Елена Рыковцева : Нет. Мы же в прямом эфире работаем. Какая там редактура?



Ян Гельман: Я говорю не о цензуре, а о редактуре.



Елена Рыковцева: Нет, она в прямом эфире невозможна.



Ян Гельман: Значит, внутренние у тебя какие-то ощущения есть. Вот Слава меня натолкнул на эту мысль...



Эдуард Неделько: Да и плюс еще – достойно выглядеть просто.



Ян Гельман: Вот мы думали не о том, чтобы выглядеть достойно, в отличие от Эдуарда Васильевича. Мы думали о том, что мы играем за Одессу, как бакинцы думали про Баку, ташкентцы – про Ташкент. Москвичи, московские вузы, которые тоже играли, и в которых большинство любой хорошей московской команды, скажем, Московского физтеха, все равно составляли... Угадай – кто? Одесситы, которые по понятным причинам не могли поступить в Одесский государственный университет, поэтому поступали в хиленький Московский физтех.



Святослав Пелишенко: Тот же Фима Аглицкий, замечательный капитан, он одессит изначально.



Ян Гельман: Да, Фима Аглицкий, Юра Конахевич – это были одесситы, переехавшие...



Эдуард Неделько: А русские в КВН играли в то время?



Ян Гельман: Ну, в порядке исключения бывало и такое.



Елена Рыковцева: Эдуард, оставьте!



Ян Гельман: Вот будут же разговоры, очевидно, и уже мы их начали, о том, как изменился КВН. На самом деле, изменился зал больше, чем команды. Вот когда смотришь... и сейчас иногда смотришь команды, хотя смотрю я КВН, к сожалению (или к счастью) редко, бывают очень хорошие команды, ничем абсолютно не уступающие даже самым легендарным. А бывают плохие, а бывают никакие. А вот зал и команды тогда были едины. В зале сидели... может быть, ты даже еще захватила в начале 1990-ых, совсем другие люди.



Елена Рыковцева : Ну да. Я себя увидела в 1986 году в этой программе «Вне игры» в зале, я там прыгала.



Ян Гельман: В зале сидели люди, смеявшиеся тогда, когда смешно, замиравшие, правильно Славик сказал, когда было слишком смело, и откровенно недовольные, когда было не смешно.



Елена Рыковцева : Но я уже вижу, что человеческая память склонна к тому, чтобы забывать плохое. Потому что Ян Гельман сейчас очень мягко называет редактурой некоторые вещи, которые тогда, в 1986 году, вызывали, ну, не возмущение даже, а просто гнев. Вот когда из слов Святослава Пелишенко «скажите, пожалуйста, как пройти на выставку подлинных достижений народного хозяйства?» вырезали слово «подлинных», и он, как дурак, спрашивал «скажите, пожалуйста, как пройти на выставку достижений народного хозяйства?», то в чем тут была шутка – никто уже не мог понять. И почему зал ржет... Это, конечно, было возмутительно. И редактурой это назвать...



Святослав Пелишенко: Ну и главное – какая филигранная работа. Потому что очень трудно вырезать одно слово из речи.



Елена Рыковцева: И чистенько.



Эдуард Неделько: И самое главное, что хочу сказать. Вы понимаете, нормальный человек не может же смотреть один и тот же фильм долго. Можно же делать какие-то перерывы. Поэтому смотреть КВН постоянно нельзя, надо делать перерывы. Потому что начинаешь вариться в процессе. Сделал небольшой перерыв – и опять как бы заново окунулся. А ходить или смотреть каждый КВН... Смотрите, Ян Альбертович уже живет...



Ян Гельман: Вот у меня перерыв в года три в смотрении КВНа.



Елена Рыковцева: А почему? Вот почему вы, Ян Альбертович, не смотрите? И мы такой же вопрос задаем слушателям. Почему вы его три года не смотрите? По каким причинам?



Эдуард Неделько: Потому что Ян Альбертович обладает скандальным... А я за него скажу.



Ян Гельман: Эдуард Васильевич знает практически все! Ну, расскажи, расскажи.



Елена Рыковцева: Договаривайте.



Ян Гельман: Раньше я тебя мог выгнать из команды, а теперь даже из студии выгнать не могу. Расскажи.



Эдуард Неделько: Ян Альбертович – это принципиальный, очень тонко чувствующий человек, он автор, он человек...



Ян Гельман: Говорите, говорите!



Эдуард Неделько: ...который написал много, он продолжает писать. И к его мнению прислушиваются сильные мира сего.



Святослав Пелишенко: Ты мне напоминаешь мою тещу, когда она мне звонит и говорит: «Слава, вы знаете, как я вас уважаю!», - то дальше последует: «Какой вы негодяй!».



Елена Рыковцева: То есть, Эдуард, вы хотите сказать, что с годами он потерял способность слушать то, что пишут другие что ли?



Эдуард Неделько: Нет-нет! Просто у Яна Альбертовича колоссальный, высочайший уровень внутренней самоцензуры и требовательности. Поэтому он не прощает, в первую очередь, себе.



Елена Рыковцева: А почему он не смотрит чужое-то три года уже?



Эдуард Неделько: Ну, потому что он это все уже, в принципе...



Елена Рыковцева: Нет, вы как-то плохо за него объясняете. Ян, пожалуйста, вы уж сами...



Ян Гельман: Ну, мне любопытно, что думают обо мне не чужие люди.



Елена Рыковцева: Да, интересно, но это как-то не очень точно.



Ян Гельман: Лена, на самом-то деле...



Елена Рыковцева: Вот взяли и бросили смотреть КВН три года назад. И что это?



Ян Гельман: Вот расхожая формула, которую каждый раз приписывают следующему поколению, что «КВН – это образ жизни», для нас, действительно, таковой и была. Вот здесь сидят три человека, учившиеся: один – на физика, второй – на филолога, третий (противно сказать) – на бухгалтера, - которым КВН не то поломал, не то спас жизнь.



Святослав Пелишенко: Между прочим, твоя профессия была бы сейчас самой ходовой.



Ян Гельман: Моя?



Святослав Пелишенко: Конечно. Бухгалтеры сейчас больше нужны, чем физики и филологи.



Ян Гельман: Да, пожалуй.



Елена Рыковцева : Нет, в кризис они пострадали. Не надо! Вот сейчас как раз.



Ян Гельман: Бухгалтеры постоянно страдают. Это такая профессия – сидеть за других.



Елена Рыковцева : А я правильно понимаю, что нынешняя слава, персональная слава игроков КВН уже совершенно не соизмерима с тем, что было раньше?



Эдуард Неделько: Ничего подобного!



Елена Рыковцева: Вы сказали о том, что в 1960-ые годы вот эту команду знала вся Одесса...



Ян Гельман: Не вся Одесса...



Елена Рыковцева : Хорошо. Я похвастаюсь, что когда-то в пять лет у меня был кумир – Юрий Радзиевский.



Ян Гельман: Красавчик!



Елена Рыковцева: Это был капитан рижской команды. И я его обожала! И поскольку я писала еще плохо и корявыми буквами, то моя мама написала за меня письмо тогда из Воркуты.



Святослав Пелишенко: То есть мама его тоже обожала, очевидно.



Елена Рыковцева: Ну, мама отправила мою беззубую фотографию ему. И я была совершенно потрясена, что получила ответ. И вот он мне написал... «ЛЕНОЧКА». И на каждую букву – строчка. Как это называется?



Ян Гельман: Акростих это называется.



Елена Рыковцева : Да, акростих. Я забыла сходу слово. Ну, во-первых, у них была слава. Во-вторых, они были настолько человечными, что откликались на письма поклонниц из Воркуты (в тот момент). А разве вы сейчас знаете их, вот как они выглядят - эти нынешние звезды КВН?



Ян Гельман: Лена, ну, это было уникальное и единственное в своем роде...



Святослав Пелишенко: А сейчас это одно из шоу.



Эдуард Неделько: А с другой стороны, я был свидетелем такой ситуации, когда жюри на Премьер-лиге... Да, это молодые, современные «кавээнщики». Которые между собой говорили. И я подслушал. То есть девушка-суперзвезда говорит парню-суперзвезде нынешнего КВНа: «Ты знаешь, я уже третий номер телефона меняю. Задолбали! Звонят...».



Святослав Пелишенко: Ну, само собой. Я могу сказать на своем опыте, чем отличалась игра наша первая, когда мы стали впервые чемпионами, в 1986 году, и уже в 1990-ые годы. Когда после первой игры я приехал в Одессу – да, все узнавали и так далее. Я сел в такси, и таксист с меня не захотел в первый раз брать денег, сказав: «Ну, Господи, вы же там... Вы же должны теперь что-то с этого иметь!». И когда в 1990-ые годы приблизительно я также сел в такси, приехал...



Ян Гельман: То есть ты раз в 10 лет примерно ездил в такси.



Святослав Пелишенко: Так вот, таксист... По счетчику было столько-то, а я дал чуть больше, и он говорит: «Нет, с вас побольше. Ну, вы же и так с этого имеете». То есть в 1986 году не брали, а потом стали брать больше. Хотя мы, в общем, действительно, в те годы с этого имели...



Елена Рыковцева: А теперь таксисты просто не узнают.



Святослав Пелишенко: Ну а чего он должен меня узнавать?



Елена Рыковцева : Ну, мы не будем о грустном. Хорошо. Мы сейчас говорили о том, что вот эти молодые люди, которые сегодня играют в КВН, тоже узнаваемы, по крайней мере, в своих тусовках. Я уж не знаю, как там широкие телезрительские массы, но их тоже как-то чтут... Я-то просто никого уже не знаю, поэтому мне интересно...



Эдуард Неделько: Да и артисты, наверное, сейчас уже не так узнаваемы, как когда-то, так сказать, выходил артист на улицу.



Елена Рыковцева : Ну да. И я прочитаю, что пишут наши слушатели.


Ирина Волкова: «КВН смотрели всей семьей с незапамятных времен, сейчас почему-то перестали». Вот видите, человек пока не объяснил. Почему-то перестали. Надо попробовать снова смотреть. «Боюсь, что шутки разрешены только по поводу Украины и Грузии, Собчак и Билана, возможно, кризиса». Вот вряд ли, я думаю, что по поводу кризиса.



Эдуард Неделько: Ребята, шутят по поводу кризиса сейчас.



Елена Рыковцева : Шутят? Отлично! «..И не приведи Господь дотронуться до вертикали власти».



Эдуард Неделько: Шутят о Путине и о Медведеве постоянно.



Елена Рыковцева : А вот что шутят о Путине? Ну, приведите пример шутки, хотя бы один.



Эдуард Неделько: Допустим, вот очень смешной был в полуфинале выход Медведева и Саркози, и подход Медведева... То есть, вы знаете, интеллигентно, красиво подшутили...



Елена Рыковцева : А над чем подшутили-то? Что в нем смешного?



Эдуард Неделько: Над манерой. Пародия на Медведева была очень...



Елена Рыковцева : Да?



Ян Гельман: Более того, к чести Александра Васильевича Маслякова лично, нужно сказать, что это едва ли не единственное место, где это разрешено.



Елена Рыковцева : Ага! Значит, надо смотреть все-таки. Кому хочется вот такие штуки увидеть – смотрите.


«Возможно, я неправа. Еще раз говорю, надо попробовать возобновить свое былое отношение к КВНу» - советует нам слушатель. Давайте возрождать. Посмотрим...



Эдуард Неделько: Причем вот еще что пошутили, Лена, я сейчас вспомнил. Саркози привез подарок и говорит: «Передайте, пожалуйста, Путину». Как бы он обращается к Медведеву. И дает большой ящик. И потом, когда ящик поворачивается, видно, что там леопардовый хвост. Вот только-только Путин гладил тигра, и через пять дней был КВН уже об этом.



Елена Рыковцева : Хорошо! «Левый мой носок прислал Миттеран, ну а правый штопал сам канцлер Коль», - это из Одесского университета.



Святослав Пелишенко: Обратите внимание, что это, в общем, больше шутки о Коле и Саркози, чем...



Ян Гельман: Ну, достаточно досталось и Михаилу Сергеевичу с Борисом Николаевичем.



Елена Рыковцева : Нет, про тигренка пошутить – это уже дорогого стоит.



Ян Гельман: И малоприятные для властей, могу сказать, вещи. Не шутят или меньше шутят про них не потому, что кто-то запрещает. Есть, наверное, какие-то внутренние запреты, но не думаю, что они очень строги. А они менее интересны, чем Дима Билан, молодежи просто. Вот в чем дело. Все же играли в КВН...



Елена Рыковцева : Вот! Значит, это игра уже сейчас, скорее, с уклоном в молодежную аудиторию.



Ян Гельман: Конечно!



Елена Рыковцева : А тогда – для всех.



Эдуард Неделько: Нет, тоже была для молодежи.



Елена Рыковцева : Да ладно!



Эдуард Неделько: Ну, 50-летние не смотрели тогда КВН, я почти уверен.



Елена Рыковцева : Ян, ваша мама смотрела КВН в 1960-ые годы?



Ян Гельман: Моя мама не смотрела в 1960-ые КВН – у нас не было тогда телевизора, к счастью.



Елена Рыковцева : Ну, это же не причина.



Ян Гельман: А я ходил... у нас в коммунальной квартире был на всю «коммуну» один телевизор, и смотрел. КВН и убийство Кеннеди – это были мои самые любимые передачи.



Елена Рыковцева : Нет, но вы были маленький.



Ян Гельман: 12 лет.



Елена Рыковцева : А взрослые ваши соседи разве не смотрели КВН?



Ян Гельман: Смотрели.



Елена Рыковцева : Вот видите! И вы меня не убедите, конечно.



Святослав Пелишенко: Но я могу сказать, что тут, я думаю, Эдик неправ. Дело в том, что, действительно, это была чуть ли не единственная в своем роде передача. Вот где-то в 1960-ые я плохо помню, а в 1986 году его смотрели решительно все.



Елена Рыковцева : Все, конечно!



Эдуард Неделько: В 1986-ом – да.



Святослав Пелишенко: Все возрасты. А потом – и это естественный процесс, и наверное, правильный – возникало все больше передач, и они уже более узко направлены. И сейчас КВН, пожалуй, да, как широкополосный и узкополосный усилитель, он рассчитан на определенный возрастной...



Елена Рыковцева : Значит, ответ в этом – что он уходит в свою возрастную, в молодежную нишу. А поскольку молодежи не очень интересна политика, вот поэтому шуток о политике становится меньше.



Ян Гельман: Абсолютно правильно.



Святослав Пелишенко: С другой стороны, одна из причин, по которой люди постарше перестают смотреть. Очень часто я своим детям задаю вопрос: «А о чем это?», - потому что я не слышал этой песни. Пародия на нее замечательная, а я не знаю ни этого исполнителя, ни этой песни. А молодежи она более известна.



Эдуард Неделько: Но, ребята, есть такая вещь как рейтинг и «Первый» канал. Вы знаете, если бы передача была не рейтинговая, то...



Святослав Пелишенко: Насчет рейтинга я могу доложить, потому что мы работаем на телевидении и отслеживаем рейтинг различных программ. Рейтинг просто сейчас начал делиться между многими конкурирующими юмористическими программами. А их же огромное количество! Поэтому рейтинг КВНа, конечно, ниже, чем он был в свое время.



Елена Рыковцева : Но достаточный для того, чтобы программу держали на «Первом» канале в прайм-тайм.



Ян Гельман: И цифры замечательные.



Елена Рыковцева : Давайте послушаем звонки. Валентин из Рязани, здравствуйте.



Слушатель: Здравствуйте. Вы знаете, я не смотрю.



Елена Рыковцева : Почему?



Слушатель: Потому что телевизор я развернул к стенке и набираюсь решительности выкинуть его.



Елена Рыковцева : Ну, вы вообще ничего не смотрите, а не только КВН. То есть вы можете позвонить в любой эфир по любому поводу и сказать, что не смотрите.



Слушатель: Да. Но тем не менее. И вот я хотел бы задать вам вопрос. Вы сказали, что за команду МИФИ играли одесситы. Так?



Ян Гельман: МФТИ. Физтеха.



Слушатель: Да-да. Так ответьте, пожалуйста, в духе «кавээнщика» на следующий вопрос.



Елена Рыковцева : Разминка.



Слушатель: Это были одесситы-украинцы или это были одесситы-молдаванцы? Спасибо.



Ян Гельман: Одесситов-молдаванцев нет. Поскольку национальности такой нет. Одесситы-молдаване еще попадаются.



Елена Рыковцева : Или одесситы-граждане СССР.



Ян Гельман: Были одесситы-граждане СССР разных национальностей.



Святослав Пелишенко: В частности, капитаном физтеха был Фима Аглицкий. Но не нужно думать, что он англичанин.



Елена Рыковцева : Он не англичанин – это точно.


Яков из Москвы. Здравствуйте, Яков.



Слушатель: Добрый день. Я смотрю КВН периодически, достаточно часто. И меня удивляет там точно такая же вещь, которая удивляет и в программе «К барьеру!». Когда решения судей не совпадают с решением аудитории, ну, в частности, с моим решением. И я поражаюсь... я не могу назвать себя человеком, конечно, с английским чувством юмора, но чувство юмора нормальное у меня присутствует. И я удивляюсь тем шуткам ниже пояса, которые иногда бывают в КВНе. Если, допустим, первый полуфинал, действительно, был достаточно блестящим, там, где казахи играли, то второй был просто ужасен. И мне было совершенно непонятно выступление, когда хвалили. Там смотреть было нечего. Там, действительно, кроме вот этой опытной команды, по-моему, из Томска, если я не ошибаюсь, все остальное было невозможно смотреть. Это было настолько все низкопробно!.. И когда всем этим низкопробным шуткам дают вдруг высокие оценки, но при этом не дают высказаться Гусману, для меня это очень большой... Просто у меня такое ощущение, что Гусман просто говорит разгромные вещи, и ему не дают сказать. Потому что явно идет... то есть явно вырезают. То есть явно идет цензура. Ну, такие шутки, вы меня извините, просто караул и ах, я вам честно скажу.



Елена Рыковцева : Спасибо, Яков. Эдуард, а почему вы смеетесь? А почему нет? Почему бы не вырезать критику Гусмана?



Эдуард Неделько: Дело в том, что я был на этой игре. Я, к сожалению, пропустил первый полуфинал и смотрел его по телевизору.



Елена Рыковцева : Вы были в зале?



Эдуард Неделько: Да. Но эфир первого полуфинала шел в момент записи эфира второго полуфинала. Поэтому я его смотрел уже в записи, поставил на запись. Так вот, один из членов жюри встал и сказал: «Конечно же, первый полуфинал...». Смотрите, на вкус и цвет товарищей нет. И я потом пересмотрел запись, и мое тоже сугубо субъективное мнение, что второй на голову сильнее. А вот то, что когда встал Гусман, и ему предложил Александр Васильевич высказаться, и Гусман просто встал... Это была форма речи. Гусман просто сказал одно слово и сел. Таким образом, он, скажем так...



Елена Рыковцева : ...выразил свое негодование?



Эдуард Неделько: Нет-нет. Таким образом, он, ну, не сказать эпатировал... То есть он же тоже человек, который хочет влиять на зал. То есть он артист. И если он каждый раз говорит долго, то к этому все привыкли. И в этот раз он встал и сказал именно коротко. Это была фигура речи.



Елена Рыковцева : Это был ход.



Эдуард Неделько: Да, ход, безусловно.



Елена Рыковцева : Понятно. Эффектный. Пожалуйста, Станислав.



Святослав Пелишенко: Я не знаю, будет ли это ответом на ваш вопрос, но я могу вам рассказать, как менялся состав жюри за те годы, когда КВН эволюционировал. Дело в том, что в 1986 году в составе жюри я, конечно, всех не помню, но там сидел Каспаров, недавно ставший чемпионом мира...



Елена Рыковцева : О, представим сейчас Каспарова в составе жюри!..



Святослав Пелишенко: ...Андрей Миронов и так далее.



Ян Гельман: Искандер, Рязанов, Арканов.



Святослав Пелишенко: Да. Иванов покойный тоже. И так далее.



Ян Гельман: Эдуард Успенский.



Святослав Пелишенко: Решение жюри и тогда не всегда совпадало с решением зала.



Елена Рыковцева : С мнением зала. То есть зал никогда не решал ничего, не голосовал.



Святослав Пелишенко: Да, с мнением зала. Нет, были случаи, когда был «внутренний голос клуба». Был знаменитый случай в 1960-ые, когда предоставили решать... это был один из случаев прямого эфира, когда попросили выключить свет тех, кто болеет за Одессу, и тех, кто болеет за Москву. И установили камеру на крыше. И большинство болело за Одессу. И было очень эффектно, когда половина освещенных...



Ян Гельман: Хотя камера стояла в Москве.



Святослав Пелишенко: ...да, половина освещенных окон вдруг погасла и так далее.


И вот что потом происходит. Сейчас жюри тоже вполне достойное, но это в основном телевизионные люди, те же Эрнст и так далее. Гусман там, в общем...



Ян Гельман: ...анахронизм.



Святослав Пелишенко: Да, анахронизм. Это единственный, собственно, «кавээнщик», который, в общем, знает законы...



Елена Рыковцева : То есть они его уже за талисман держат, в общем-то.



Святослав Пелишенко: Да. А остальные, сидящие в жюри, - это люди, очень хорошо знающие телевидение и законы шоу, но не законы КВНа как игры. Поэтому, может быть, это и есть ответ на ваш вопрос.



Эдуард Неделько: Плюс к этому, Гусман несет... ну, как в прошлые КВНы, в прошлые годы, а сейчас отчасти осталось еще – компенсирующие оценки ставит. То есть сейчас они уже заранее ставят оценки...



Святослав Пелишенко: Когда ты сидишь в жюри, то, естественно...



Эдуард Неделько: Последняя рука.



Святослав Пелишенко: ...да, последняя рука может даже не свое мнение выразить, а немножко нивелировать то, что дали остальные. Ну, это уже внутренние вещи.



Ян Гельман: Нет, на самом деле, он просто уже медленнее руку поднимает в связи с возрастом.



Елена Рыковцева : Да ладно вам!



Ян Гельман: Да я по себе знаю. Нас же тоже время от времени приглашают в какие-нибудь жюри.



Елена Рыковцева : Олег пишет: «КВН социалистический и КВН капиталистический – это две диаметрально противоположные разницы. И если первое – творчество, свободное от наживы, советской молодежи, то второе – типичный шоу-бизнес, со всеми его пороками. Смотрю его безо всякого удовольствия». Но все-таки смотрит.



Ян Гельман: Олег, вы правы. И поскольку я с вами согласен, я его все-таки не смотрю.



Елена Рыковцева : Борис Васильевич, здравствуйте.



Слушатель: Здравствуйте. Это тот самый колорит прекраснейший все-таки... И Одесса-мама, она всегда захватывала дух.



Елена Рыковцева : Спасибо.



Слушатель: Но и кроме Одессы были воронежцы, харьковчане. Это была география. И это была надежда. И помните, как Бернес пел: «Не оттого ли, что жизнь – предвкушенье, созданы лучшие в мире творения. Все еще впереди!». И мы все время ждали вас, Одессу. И действительно, это была дружба народов. Конечно, она была именно по-социалистически. Действительно, сейчас мир наживы, как только что прочитали. И это, действительно, отражает... Мы сейчас вступили в мир наживы. Мы думали, что капитал все отрегулирует, капитализм. Оказывается, нет, тупик. Ребята, дайте побольше юмора и надежды нам. Спасибо.



Эдуард Неделько: Не кладите трубочку. С вами рассчитаются...



Елена Рыковцева : Надеюсь, рассчитается студенческий клуб Одесского университета.



Святослав Пелишенко: Во-первых, большое спасибо от имени всех одесситов. Должен сделать одно маленькое замечание. Чтобы вас своим считали в Одессе, нужно говорить не «Одэсса», а «Одесса», вот мягенько так.


Ну а что касается того, кто диктует, то вы, наверное, совершенно правы. Но не нужно думать, что не диктовали в те времена. Там была другая диктовка – более партийная...



Ян Гельман: Был диктат обстоятельств.



Святослав Пелишенко: ...комсомольская, обстоятельств, а сейчас, да, больше деньги. Тут не о чем говорить, конечно.



Елена Рыковцева : Елена, здравствуйте.



Слушатель: Здравствуйте. Я хочу сказать, что я слушаю вас сейчас и улыбаюсь от радости, от большой радости, что все это было, что это отчасти есть. И это было, конечно, то, что украшало КВН в старое время. Это было то, что украшало. И я хочу напомнить одну вещь историческую. Дело в том, что первый КВН был не на Шаболовке, а он был в университете, в клубе. И я помню просто, как выходили эти люди в валенках на сцену и именно московского клуба университетского на Ленинских горах, помню, кто в зале сидел. Иногда показывали зрительный зал - и знакомые лица я вижу. Вот это такое добавление. И тогда он назывался, кажется, что-то типа «Что? Где? Когда?».



Эдуард Неделько: Это 1944 год, да.



Слушатель: Нет, извините. В 1944 году телевизоров не было. И университета московского не было вместе с его клубом.



Святослав Пелишенко: Само здание нынешнего университета было построено после войны.



Слушатель: И в основе его Никита Богословский был, это его была идея, между прочим.



Ян Гельман: На самом деле, это была идея Алика Аксельрода. Но дело в том, что у КВНа «отцов» несколько, поскольку сама идея такой передачи витала в воздухе.



Святослав Пелишенко: Да, до него была передача «Вечер веселых вопросов» (ВВВ).



Ян Гельман: И Муратов, и Аксельрод есть люди, которые его назвали «КВН», придумав такую передачу. И назвали его «КВН» - и это, собственно, даже не легенда, а подтвержденная история – по совету или, во всяком случае, посоветовавшись с Высоцким в одной из московских...



Елена Рыковцева : Ну, Елена права, в самом-самом первом названии что-то было от «вечера вопросов»…



Эдуард Неделько: КВВ – «Клуб веселых встреч» или...



Святослав Пелишенко: ВВВ – «Вечер веселых вопросов».



Елена Рыковцева : Елена, вот вы смотрели с первой игры. А сейчас что?



Слушатель: А сейчас я вообще боюсь смотреть телевизор, в том числе и передачу КВН. Я боюсь, что мне станет уныло от того, что я увижу.



Ян Гельман: Не бойтесь! Ведь если посмотреть в окно, то станет еще более уныло. Лучше смотрите КВН.



Святослав Пелишенко: Во-первых, большое вам спасибо за то, что вы улыбаетесь, слушая нас. Это, видимо, потому, что мы в радиоэфире.



Эдуард Неделько: Это потому, что Радио Свобода.



Святослав Пелишенко: И если бы вы нас увидели, то вы бы, скорее, всплакнули.



Елена Рыковцева : Ой, я должна сказать, что я увидела их в программе «Вне игры», вот некоторых через 20 лет, между прочим, - и ничего страшного я там не увидела, в этом телевизоре.



Эдуард Неделько: Какой ты доброжелательный человек!



Ян Гельман: А как со зрением у тебя через 20 лет? Может быть, это?..



Елена Рыковцева : И я читаю сообщение от Татьяны: «Телевизор вообще не смотрю». Вот у нас еще и этот мотив присутствует.



Эдуард Неделько: А может как-то задать вопрос, кто смотрит телевизор?



Елена Рыковцева : «Не смотрю, так как правду сказать о недостатках власти никто не осмелится, потому что это будет очень опасно и наказуемо». Но вот нас тут в три голоса уверяют, что и готовы были бы сказать молодые «кавээнщики» о недостатках власти, да не интересно это никому из молодого поколения, на которое программа рассчитана.



Ян Гельман: Но это, действительно, неинтересно сейчас молодежи. Власть неинтересна сама по себе. Невозможно пародировать не потому, что власть такая страшная и ее боятся, а потому что она вся одинаковая. Ярких личностей нет. Кроме того, ну, действительно, сейчас период любви к Диме Билану, а не к президенту. Ну и слава Богу.



Святослав Пелишенко: Кроме того, я должен добавить, что и в наши времена никогда он не был только о политике. Вы, так сказать, ждете от него...



Ян Гельман: Почти не было политики.



Святослав Пелишенко: ...определенную сторону его. Хотя, конечно, был и об этом тоже. Должен сказать, что вот этот интерес к политике и мера шуток о политике в КВНе, она плавала. Она была достаточно высока в 1986 году, она была значительно ниже в 1990-ом, а потом снова поднялась, снова упала и так далее. Но я думаю, что Ян прав. На самом деле, политика и шутки о политике – это некие рудименты. Вот в этом смысле очень интересно, когда едешь за границу, а мы бывали и там играли в КВН, и нас приглашали на КВНы, и так далее. Вот аудитория – это в основном люди, уехавшие из Союза кто когда. Так вот, люди застывали и застывают на том моменте, когда они уехали, и они с большим удовольствием слушают шутки, свежие шутки...



Елена Рыковцева : Про Брежнева.



Святослав Пелишенко: Про Брежнева, да, совершенно верно.



Ян Гельман: А про Горбачева произносят с опаской, даже находясь на Манхэттене.



Святослав Пелишенко: И до сих пор. Мир меняется, что ж делать...



Эдуард Неделько: С другой стороны, я хотел бы сказать, что огромное количество юмористических передач... ну, или не огромное, а скажем, 10 качественных юмористических передач в американском эфире, в частности, «Saturday night life» или «Добрый вечер!» с Джеем Лено, и Дэвид Леттерман – эти шоу, они... я, как закончивший факультет романо-германской филологии, могу...



Святослав Пелишенко: ...понимаешь, о чем в них говорится.



Эдуард Неделько: Нет. На самом деле, я не буду оптимистично на эту тему высказываться, действительно, разрабатываю язык, действительно, он тоже уходит вперед, и это всем известно. Но хочу сказать, как они шутят о политике. Они же могут, в принципе, делать все что угодно, как принято. Но насколько осторожно и интеллигентно... Есть еще такое понятие, как «нельзя быть революционером, потому что это грех», скажем так. То есть они шутят, они обсмеивают, но никогда не заходят за грань...



Елена Рыковцева : Не издеваются.



Эдуард Неделько: Да. Этого точно нет.



Елена Рыковцева : Лариса Дмитриевна из Москвы, здравствуйте.



Слушатель: Добрый день. Я приветствую всех! Это, в общем-то, молодость, поэтому всем желаю здоровья.



Ян Гельман: Спасибо большое. Очень кстати.



Елена Рыковцева : Лариса Дмитриевна, я вам расскажу. До эфира, когда мы собрались, ну о чем, вы думаете, они все тут говорили? О том, как сбросить этот самый живот, который вырос, и так далее. Исключительно об этом. Никаких шуток не было, все всерьез про тренажеры.



Святослав Пелишенко: Лена, ты неправильно поняла. Мы сегодня говорили в шутку.



Слушатель: Я вспомнила очень хорошую команду из Симферополя.



Ян Гельман: Замечательная команда!



Слушатель: Да, я помню. Спасибо большое.



Ян Гельман: Спасибо вам.



Елена Рыковцева : Спасибо, Лариса Дмитриевна. А вот Ирина Волкова, наша слушательница, рассказывает о том, что когда прозвучало приглашение приехать в зимней экипировке, они примчались втроем, и не только с лыжами и коньками, но даже и с санками.



Эдуард Неделько: Обалдеть!



Елена Рыковцева : «И приехали одними из первых. Таксист посмотрел на нас как на полных идиотов».



Эдуард Неделько: Супер!



Елена Рыковцева : Наверное, таксист не слышал этого призыва.


Александр из Сызрани пишет: «По постоянному консервативному составу жюри сделал вывод: современный КВН находится на коротком поводке у Кремля».



Эдуард Неделько: Ничего подобного!



Елена Рыковцева : «КВН – это телевидение, а остроумие – в Интернете, в блогах, чатах». «Беззубая шутка о вертикали вызывает восторг? И это свобода на КВН? Смешно!», - так пишет Михаил.



Ян Гельман: А какой свободы хочет Михаил от КВНа? Может быть, все это напоминает известную историю про то, как, по-моему, Борис Полевой спорил с каким-то американским журналистом. Тот утверждал, что «у нас полная свобода, мы можем выйти на площадь и сказать «Трумэн дурак!». Полевой сказал: «Мы тоже можем выйти на площадь и сказать «Трумэн дурак!». Вот если такой свободы... Дело ведь не в свободе. Вот опять же для меня нежелание смотреть КВН связано, в первую очередь, с залом. Кстати говоря, может быть, и с возрастом, но в первую очередь – с залом. Лена, и вот что еще произошло. Произошла полная унификация. Вот во все времена, где-то до середины 1990-ых годов Баку нельзя было спутать с Одессой, а Одессу с Симферополем, Днепропетровск с Донецком.



Елена Рыковцева : Да-да.



Ян Гельман: А сейчас все приблизительно одинаковые. И та команда, у которой есть какой-нибудь гениальный мальчик или очень красивая девочка, чуть-чуть выигрывает.



Елена Рыковцева : Но вы их просто не различаете между собой. Вы же их не смотрите. А тот, кто смотрит, может быть, различает.



Святослав Пелишенко: Нет, ну, не совсем не смотрим. Смотрим, но не так регулярно, как раньше.



Эдуард Неделько: Лена, а я хотел бы привести аналог с автомобилями. Корейский автомобиль не отличается... Это – рынок. То есть нормально. То есть это удобство. То есть то, что воспринимается людьми, то, что требуется, то, что вызывает на концертах реакцию. И что самое главное, это же еще большой рынок шуток в КВНе. Эти шутки продаются.



Елена Рыковцева : Я же вам с самого начала говорила, что если раньше были звезды КВН, которых можно было выставить на обложку «ТВ-Парка», то вы сейчас назовите мне одну фамилию, которая на обложку годится, например, для «желтой» прессы. Вот для «желтой» прессы предложите.



Ян Гельман: Леночка, на обложках «ТВ-Парка» - сплошь «кавээнщики».



Эдуард Неделько: Светлаков, Галустян, Мартиросян...



Ян Гельман: Лазарева, Шац...



Елена Рыковцева : Как?! Это же сезоны пятилетней давности – Галустян. А я говорю про сегодня.



Святослав Пелишенко: Звезда должна накопиться.



Елена Рыковцева : Мне кажется, они быстро накапливаются. Раз – и уже звезда. И почему сейчас Галустян на обложках? Потому что это уже совсем не связано с КВН. Кто помнит, что Галустян был в КВНе? О чем вы говорите! Галустян – это «Наша Russia», поэтому он и на обложке. Лазарева – потому что сейчас существует 25 шоу, в которых она участвует, но уже звезда не КВН. Это вы рассказываете о тех успехах, которых бывшие «кавээнщики» добились сегодня.



Ян Гельман: Все они на обложке, потому что нужно 52 обложки «ТВ-Парку» в год. А 52 интересных человека в стране каждый год не появляется.



Елена Рыковцева : Нет. Я спросила вас про лицо КВН, которое работает сегодня, участвует только в КВНе, лицо только КВН.



Ян Гельман: Это Александр Васильевич Масляков. Это может кому-то нравиться, не нравиться...



Елена Рыковцева : Я вас спросила про участников команд.



Ян Гельман: Но есть вечные ценности. Вот Бах, «Апофеоз войны» и Александр Васильевич Масляков.



Эдуард Неделько: Вот вы обратите внимание, Елена, что Александр Васильевич и Александр Александрович ни в коем случае, извините, вот так дешево не пиарятся, их нет нигде.



Ян Гельман: Кстати говоря, абсолютно не тусовочный человек, интервью дает крайне редко, причем, по-моему, одно и то же просто перепечатывают все журналы.



Эдуард Неделько: То есть они никуда не лезут вообще.



Ян Гельман: Тихо, скромно себя ведет и никуда не лезет.



Елена Рыковцева : И о чем это говорит?



Эдуард Неделько: Это говорит об исключительной, во-первых, скромности, в первую очередь. А во-вторых, еще о таком, знаете, грамотном и правильном маркетинговом расчете. Потому что вот эти все лезут, им нужно что-то. А здесь есть вечная ценность...



Ян Гельман: Понимаешь, Галустянов еще сменится сколько поколений, а Саша, он здесь. Это принцип английского газона: 300 лет поливать, стричь, а потом его уже не выдерешь. Вот он сначала поливал, а сейчас стрижет. Ну и слава Богу.



Елена Рыковцева : Все равно вы не назвали ни одной фамилии участников.



Эдуард Неделько: РУДН сейчас вышла...



Елена Рыковцева : Что РУДН? Это фамилия такая – РУДН?



Эдуард Неделько: Ну, там и фамилии есть – Санкаджиева... Поверьте, Лена, вы просто не в материале.



Елена Рыковцева : Нет, абсолютно. Поэтому я и хотела бы быть. А вы в материале, поэтому я у вас и спрашиваю.



Эдуард Неделько: А когда вы смотрите сериал, вы можете всех по фамилиям артистов назвать? Вы просто говорите: «А вот этот вот, ну, блондинчик, который играл...».



Святослав Пелишенко: Я должен сказать, что здесь вообще происходит некоторая путаница. Тех, кого все знали и узнавали в те времена, в эти времена, - это же в основном верхушка айсберга. В КВН играют авторы, актеры и так далее. Причем силу, как правило, составляют авторы, которых никто и никогда не знал и не знает по-прежнему. Те, кого знали, - это запомнившиеся по монологам, по ярким выступлениям и сценам актеры…



Елена Рыковцева : Вот Янислав Левинзон – самое яркое явление.



Святослав Пелишенко: ...лучшее у нас, до сих пор, так сказать, запомнившееся и так далее. Ну, его знают. А кто слышал об Олеге Россиине например, одном из ведущих авторов и так далее. Да, он сейчас работает с нами.



Эдуард Неделько: Но очень позитивно, заметьте, что сейчас в других юмористических проектах, которые выросли из КВНа, очень интересная история. Тот, кто придумывает шутку, тот ее и продает. То есть сейчас сами... Вот это очень мне понравилось.



Ян Гельман: Блажен, кто верует.



Святослав Пелишенко: На самом деле, очень многие люди... Жванецкий всегда был автором, а актерами были, понятно, Карцев и Ильченко. Начиная с какого-то момента, автору это надоедает, и он начинает не хуже или в своем роде читать свои тексты. И это достаточно естественный процесс. Тот же Задорнов, он сам читает свои тексты, и не только свои, ну, неважно.



Ян Гельман: То есть нас с тобой еще ждет великолепное сценическое будущее, лет через 30.



Эдуард Неделько: Браво!



Святослав Пелишенко: Годам к 80-ти мы раскрутимся, да.


То есть вот вопрос о том, кто становится звездами и так далее. Есть огромное количество людей, известных только в мире КВН, которые, собственно, и делают его КВНом. Это командная игра. Поэтому запомнившиеся лица – это, в общем, только отдельные...



Елена Рыковцева : Понятно. Последние полминуты программы посвящаем прогнозу от каждого. Сколько еще проживет, протянет КВН? Пожалуйста, Ян Гельман.



Ян Гельман: Да вечно.



Елена Рыковцева : Как это – вечно?



Ян Гельман: Ну, так - вечно. Он может иначе называться, он может во что-то трансформироваться...



Елена Рыковцева : Нет-нет, так, чтобы он назывался КВН, чтобы вел его кто-то из Масляковых.



Ян Гельман: Во-первых, у Маслякова уже есть внучка, так что династия продлится.



Елена Рыковцева : Я про это и говорю.



Ян Гельман: Во-вторых, представь себе, что вся молодежь, которая сегодня играет в КВН, сегодня бы вышла на «Русский марш».



Елена Рыковцева : Ой, не надо!



Ян Гельман: Не надо. Пусть лучше играют в КВН.



Елена Рыковцева : Вот! Пожалуйста, Слава.



Святослав Пелишенко: Этот вопрос был очень актуален в 1990-ые годы, и мы на него ответили в своей книжке «Смейтесь, джентльмены» так, что Британская империя распалась, а первенство по футболу разыгрывается регулярно. То же самое и с КВНом.



Елена Рыковцева : Сколько лет, Эдуард Неделько, еще быть и жить КВНу?



Эдуард Неделько: Я думаю, вечно. Не в смысле метафоры, а в том смысле, что сам проект...



Елена Рыковцева : Всегда. Хорошо. Это очень праздничный прогноз. На этом завершаем.



Материалы по теме

XS
SM
MD
LG