Ссылки для упрощенного доступа

Историки о выборах в США


Программу ведет Ирина Лагунина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.



Ирина Лагунина: Профессор Аризонского университета Марк фон Хаген особо отмечает, что Барак Обама стал первым афроамериканцем, ставшим американским президентом. С господином фон Хагеном беседовал Юрий Жигалкин.


Юрий Жигалкин : Эти выборы получили ярлык исторических в устах многих наблюдателей. Прояснить это определение я попросил историка, профессора Аризонского университета Марка фон Хагена.



Марк фон Хаген : В каждой экспансии возможных кандидатов из разных этнических или гендерных групп, которые раньше не были представлены на самом высоком уровне, мне кажется, это можно считать в некоторой степени историческим. Барак Обама, его кандидатура воспринимается как первый афроамериканский кандидат на пост президента. Мне как историку кажется интересным и как бы ирония судьбы, потому что Обама - сенатор штата Иллинойс. Когда Линкольн стал президентом, он освободил рабов. Так что, в прямом смысле Обама, его кандидатура, это наследие того освобождения рабов, которое совершил Авраам Линкольн.



Юрий Жигалкин : Профессор, но ведь значимость выборов явно не ограничивается лишь расой кандидата.



Марк фон Хаген : Во многом эти выборы – это как бы выборы о будущем Америки. Это осуждение или переосмысление последних 8 лет, как минимум, президентства Буша. Роль иракской войны в этой политической борьбе напоминает очень роль вьетнамской войны в предыдущих выборах.



Юрий Жигалкин : Советник Барака Обамы, специалист по России Майкл Макфол.


Майкл, чтобы вы как советник победителя, советник будущего президента, как бы вы определили значимость этих выборов?



Майкл Макфол : Конечно, я согласен, что это исторический выбор. Для меня как для человека, который занимается внешней политикой, очень важно, потому что я часто бываю за границей, в том числе и в России, в разных странах. Я все время слышу такие версии о коррупции демократии, какая несправедливая настоящая демократия в Америке и так далее. Сегодня мы видим, что несмотря на наше плохое прошлое, действительно, это были недемократические эпизоды, и довольно грустное время американской демократии, сегодня вечером мы видим, что есть настоящая демократия в Америке, возможность сделать что-то иное, что-то новое, что-то изменить. Я очень рад. Я вам честно говорю, я очень рад, что я американец.



Юрий Жигалкин : Я думаю, что не только вы испытываете гордость. Не избежать в данной ситуации вопроса. Считалось, что Джон Маккейн более критично настроен по отношению к России, чем Барак Обама. Ваши ощущения того, как может выглядеть российская политика президента Обамы?



Майкл Макфол : Конечно, пока рано об этом говорить. Сегодня день победы, а не день будущего. Но надо сказать, конечно, у Барака Обамы будет возможность устроить новые отношения с Россией. Он не человек «холодной войны», естественно. Люди в России, которые ему будут атаковать в этом плане, я часто это вижу и слышу, это просто несерьезно. Это человек не из «холодной войны». Это новый человек. Я надеюсь, что это будет возможность для России и Америки устроить отношения по-новому.



Юрий Жигалкин : Спасибо большое!


XS
SM
MD
LG