Ссылки для упрощенного доступа

Александр Гарин: "Человечество может преодолеть свой биологический расистский комплекс"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие профессор Александр Гарин.



Кирилл Кобрин: В прямом эфире Свободы Александр Гарин, профессор расположенного в Германии Европейского центра стратегических исследований имени Джорджа Маршалла.


Прежде всего, что победа Обамы значит для Европы, для Европейского союза?



Александр Гарин: Можно на разных уровнях это обсуждать, как вы уже указали, есть популистский момент, харизматический, то есть надежды на то, что человечество может преодолеть свой биологический расистский комплекс, прирожденный, что очень актуально для всех стран Европы, конечно, где огромные меньшинства, проблемы миграции и так далее. Это такой эмоциональный взлет, что можно что-то не эту тему делать, и демократия не мешает тому, чтобы люди в большинстве своем принимали какие-то не биологические, а напротив, идеалистические тенденции и решения. А второй момент - это чисто рациональный шаг, шахматная доска большой политики, что касается элиты, и здесь, конечно, можно было бы сказать, что, может быть, синдром 11 сентября заканчивается с американской стороны. И все, что было блокировано в связи с этим синдромом, все, что мотивировалось, уходит в сторону, и с Обамой связываются в этом смысле надежды на сотрудничество прежде всего. Несмотря на то, что последняя администрация Буша тоже сотрудничала, насколько это возможно, но Обама и символически перевернет эту страницу. Поэтому все европейские лидеры с трудом сдерживают свой энтузиазм и надежды, приглашают его выступать перед Европейским парламентом, отмечают его энергию. Ну, и конечно, вот эти проблемы климата, проблемы разговоров с Ираном... То есть все надеются на то, что Америка в большей степени откроется миру, уважит существование независимое европейское и так далее.



Кирилл Кобрин: Можно сказать, что этой эйфории нет в заявлениях российских официальных деятелей. Вот сегодня Дмитрий Медведев выступал с обращением к Федеральному собранию, он сказал, естественно, что он должен был сказать, как глава государства, что никакого антиамериканизма врожденного у россиян, у российского государства нет, и что он ждет каких-то шагов от новой администрации, которая положит основание новому этапу отношений России и США. Но все-таки какой-то особой радости, особого оптимизма не было. Чем станет победа Барака Обамы для отношений США и России?



Александр Гарин: Трудно сказать, потому что опять-таки вот этот момент популистский, харизматический, который показал, что демократия открывает социальную мобильность человеку, если у него есть гарвардский диплом специалиста по закону, по праву, - вот этот момент не может не сказаться и на вот этом трудно ощутимом климате в России, поскольку Россия построила свое кредо на том, что "ваша демократия - это на самом деле империализм, а вот наша суверенная демократия - это эффективная финанасовая политика и все остальное. Поэтому с этой точки зрения акценты, вероятно, тоже сместятся насчет демократии в России. Враг исчез, понимаете. Как в свое время Горбачев говорил: мы сделаем с вами страшную вещь Западу - мы уберем образ врага. Вот впечатление такое, что Обама решительно вытаскивает, как ковер из-под ног, вот этот образ врага кремлевской администрации. Но этой с одной стороны. А с другой стороны, без сомнения Обама начнет свою деятельность 20 января, и до этого много всего утечет. И то, что сейчас Россия высказала - стационирование ракет, установка ракет в Калининграде и так далее, - это, конечно, у любой администрации породило бы какую-то реакцию. И какая бы она ни была, в этом смысле Россия действительно в противофазе, я бы сказал. Если взять Европу как масштаб, то Россия в противофазе просто.


XS
SM
MD
LG