Ссылки для упрощенного доступа

Валентина Матвиенко: "4 года – страну не успеешь объехать"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Андрей Шарый: Сегодня президент России Дмитрий Медведев впервые в свое практике главы государства выступил с посланием к Федеральному Собранию. Главное, что услышали депутаты двух палат парламента, это предложение об увеличении срока президентских полномочий до 6 лет, а срок полномочий Думы – до 5 лет. Коснувшись вопросов международной политики. В главном Медведев подверг критике США, заявив, что следствием, как он выразился, самонадеянной и односторонней политики Вашингтона стали недавний конфликт в Южной Осетии и глобальный экономический кризис.



Данила Гальперович: Свое первое президентское послание парламенту России Дмитрий Медведев делал, в отличие от двух его предшественников, не в Мраморном зале 14-го корпуса Кремля, построенного в советские времена, а в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Политикам в этом новом месте было некуда уйти от журналистов, и ощущение большей свободы в общении с руководством страны присутствовало вовсю. О свободе говорил в своем послании и Дмитрий Медведев. Но гораздо больше он говорил о конфликте вокруг Южной Осетии и Абхазии, о военных планах России и о политической реформе, в которой президент России выделил два момента, и один из них стал большой новостью.



Дмитрий Медведев: Первое, расширить конституционные права Федерального Собрания, отнести к предметам ведения Государственной Думы контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую правительство России ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. И второе предложение – увеличить сроки конституционных полномочий президента и Государственной Думы - до 6 и 5 лет соответственно.



Данила Гальперович: В то, что Дмитрий Медведев действительно предложил увеличить президентский срок, сначала не поверили даже люди, работающие в Кремле, во всяком случае, те, кто на этом месте речи президента отвлекся. Наблюдавшие же в это время за реакцией на сказанное Владимира Путина, впервые слушавшего послание в качестве премьера, отметили, что он не выказал никакой особой радости по поводу услышанного, да и вообще почти все слова своего бывшего подчиненного воспринимал несколько морщась и без особого энтузиазма. Зато соратники Путина по партии «Единая Россия» вдохновились сказанным, и секретарь президиума политсовета партии Вячеслав Володин заявил Радио Свобода, что все логично.



Вячеслав Володин: В большинстве регионов России срок полномочий органов законодательной власти составляет 5 лет, более 80 процентов нашей территории. Поэтому это дань времени. За такой короткий промежуток времени, как 4 года, невозможно многие программы реализовать, поэтому в регионах на этот срок полномочий давно уже вышли. И вышли, исходя из прагматичной такой необходимости. Никто не вел речь о том, что как-то осмысленно берут и затягивают сроки полномочий. Россия – большая страна, и когда речь идет о президентской власти, то 4 года – это срок маленький.



Данила Гальперович: Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, комментируя инициативу Медведева, сослался не на региональную, а на советскую практику, но не без оговорок.



Геннадий Зюганов: Пять лет – вообще говоря, это наши сроки, потому что в советский период пять лет – пятилетка была этапом развития. И все планирование шло, исходя из пятилеток. На мой взгляд, это российская традиция, она, кстати, была и гораздо раньше, давайте ее восстановим.



Данила Гальперович: А шесть лет для президента?



Геннадий Зюганов: Ну, тут есть ряд встречных требований. Понимаете, когда тебе на шесть лет на шею посадили в ходе нечестных выборов, и у тебя нет возможности потто ни покритиковать, ни отозвать, ни спросить, ни потребовать, то это будет худший вариант.



Данила Гальперович: Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко словно ждала вопроса Радио Свобода, устраивают ли ее новые сроки работы президента и Госдумы.



Валентина Матвиенко: 6 и 5 – на мой взгляд, это оптимальный срок для президента такой огромной страны, для его эффективной работы. 5 лет для парламента тоже, считаю, оптимальный срок. И важно, что президентские и парламентские выборы будут разведены между собой. 4 года – страну не успеешь объехать.



Данила Гальперович: Впрочем, не все заостряли внимание на изменении сроков, некоторые парламентарии получили гораздо большее удовлетворение от предложений Дмитрия Медведева в военной сфере. В частности, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский был приятно удивлен планами Кремля разместить в Калининградской области ракетные комплексы и пересмотреть планы свертывания ракетных частей.



Владимир Жириновский: Будет бряцать оружием – у нас есть чем ответить. Мы прекратим сокращение ракетных армий. И эти ракеты нацелены на соответствующие объекты, которые могут угрожать России. Мы будем меньше сокращать то, что есть, или будет заменять на более совершенное. Вот Грузию сколько вооружали – на сутки хватило им всего их вооружения. Наши ракетные армии будут настроены определенным образом. Мы не только не будет их сокращать, но и наводка будет на те угрозы, которые есть. Калининград – совсем рядом с Польшей, 200 километров до Варшавы. Поэтому пускай думают об этом. И они уже, я думаю, откажутся. У них уже нет денег.



Данила Гальперович: Впрочем, были моменты, когда люди, собравшиеся в зале - в большинстве своем члены партии «Единая Россия», - явно не знали, хлопать ли им, или все же не стоит. Например, такое замешательство было видно на их лицах после слов Дмитрия Медведева о том, что государственный аппарат в России - это сам себе суд, сам себе партия и сам себе народ.


XS
SM
MD
LG